«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
Все может измениться через несколько лет (предупреждения, как видим, уже прозвучали), и тогда новое руководство РМ уже на вполне законных основаниях может потребовать аннулирования российской базы в Приднестровье, усилиями России втиснутом в единую Молдову.
Не может не вызывать удивления и странное, прозвучавшее еще в апреле 2001 года предложение о снятии миротворческих блокпостов, стоящих между Приднестровьем и Молдавией. "Уйдут все", - подчеркнул Воронин, отвечая на вопрос корреспондента "Сегодня" о том, означает ли такое снятие, что должны уйти также и российские миротворческие силы. Однако МС России вошли в регион в 1992 году по соглашению, подписанному молдавским и российским президентами и выведены могут быть лишь по аналогичному соглашению - какового, на момент озвучивания Ворониным его странной инициативы, не существовало. Так что же стоит за ней?
Ответ, похоже, был получен 28 июня 2001 года в Брюсселе, где была озвучена мысль о присоединении Молдовы в качестве полноправного члена к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы. А это значит, что ее будущее связывается с таким устройством Юго-Восточной Европы, которое явилось прямым следствием серии балканских войн последнего десятилетия XX века и обвальной утраты Россией практически всех исторически приобретенных позиций на Балканах.
Еще за несколько лет до событий в Косово был озвучен план Балканского Версаля - иначе говоря, проект "кооперации стран Юго-Восточной Европы: республик бывшей СФРЮ, Венгрии, Болгарии, Греции и Турции" и объединение их в союз, страны которого вовлекаются в НАТО без юридического оформления членства в нем, что, собственно, и происходит сегодня. Тогда же бывший посол США в Югославии Д. Андерсон выступил с предложением провести "балканскую версальскую конференцию", на которой и связать воедино членов союза. Развивший идею директор Американского института безопасности Дж. Фридман пришел к выводу о необходимости "создать ось Загреб-Белград-Афины". Которая, добавлю, на Север продолжается тоже давно проработанной осью: Белград-Будапешт. Именно это имеет в виду Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, к осуществлению которого приступили сразу же после операции в Косово.
Последняя, как, впрочем, и все войны 1990-х годов на Балканах, и была предназначена обеспечить необходимую реструктуризацию "мягкого подбрюшья Европы". А "план, - откровенно заявил Дж. Сорос, имея в виду Пакт стабильности, - завершил бы то, что не сумели сделать бомбардировки". Конечный же смысл всего проекта состоит в том, чтобы, с учетом изоляции Ирака и давления на русско-иранские связи, окончательно оформить охват России со стороны Юго-Восточной Европы и Передней Азии широким фронтом, выходящим к ее границам. Контур этот, в целом, воспроизводит тот, что рисовался во время Второй мировой войны Германией, которая не только горячо поддержала идею Пакта, но, по некоторым сведениям, являлась его инициатором. Картину довершали прозвучавшие уже тогда предложения включить в Пакт и Молдавию, а это резко актуализирует проблему Приднестровья, особенно после политических перемен, совершившихся осенью 2000 года в Белграде и обозначивших дрейф Югославии в орбиту Запада, не исключено - и НАТО.
Полнота повторения стратегических планов Третьего рейха в этом случае становится почти абсолютной, а плоды победы Приднестровья, не позволившего в 1992 году реализовать "доктрину Транснистрии" образца 1942 года, могут быть утрачены - с самыми тяжелыми для России последствиями. Сегодня есть много признаков того, что Запад еще колеблется - пересекать ли ему "днестровский Рубикон" или остановиться на этом историческом пограничье двух миров. Приднестровье уже успело продемонстрировать, что оно "крепкий орешек"; ясно также, что любая нестабильность здесь - а республика не примет без сопротивления втягивания ее в Румынию - грозит распространиться за пределы самой ПМР, вовлекая в конфликт также Украину и Россию.
Молдова сама по себе никому не видится достаточно убедительной силой, а вступление в конфликт Румынии - это уже серьезная угроза большой войны. В нее, вполне вероятно, окажется втянутой и Венгрия: при любом изменении границ в этом регионе она может поставить больной вопрос о Трансильвании. А румынско-украинские территориальные проблемы? И не с учетом ли всего этого, выступая в апреле 2000 года на пресс-конференции по итогам визита в РМ, председатель Сената Румынии Мирча Ионеску-Кинтус заявил, что "в рамках расширения Евросоюза на Восток его граница должна проходить по Днестру, а не по Пруту"? (А значит, не по Бугу).
Но это - "программа-минимум", а ясно, что существует и "максимум". Иначе к чему бы регулярно проводить молдово-румынские учения (5-20 мая 2000 года на полигоне румынской армии "Смырдань")? А главное - упорно форсировать вопрос не только о выводе остатков 14-й армии и арсеналов из ПМР, но даже и о замене российских миротворцев "голубыми касками" самого пестрого состава, которые, при отсутствии подлинного решения проблемы, вряд ли удержат ситуацию под контролем, а в Приднестровье по определению будут вызывать глубочайшее недоверие и опаску как, по меткому выражению Бершина, возможные вершители "Варфоломеевской ночи".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|