«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 30%


         Очевидно, что даже при отсутствии действий по реализации упоминавшихся постановлений ВС РФ и при фактическом уважении сложившегося статус-кво, как и обстояло дело все эти годы по доброй воле России, одно наличие этих документов являлось сдерживающим фактором в политике Украины по отношению к НАТО. На это справедливо указала историк и политолог Н. Нарочницкая ("Россия, Запад и западничество на пороге третьего тысячелетия". - "Наш современник", No 5, 1999 год), отметившая также как серьезное упущение депутатов Госдумы то, что они при ратификации Договора не внесли пункт об утрате им силы при начале любых переговоров Киева о каких-либо формах вступления в НАТО.
         Однако все произошло так, как произошло, и 4 ноября 1998 года президент Кучма подписал Указ "О Государственной программе сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года".
         В этой программе содержатся важные положения о том, что "Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе", из чего следовали весьма конкретные выводы. В частности, предлагалось выработать "кризисный консультативный механизм" на случай "угрозы территориальной целостности, суверенитету или безопасности Украины". Указывалось также, что "сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины". А в этих целях предусматривалось использование для совместных с НАТО маневров "военной инфраструктуры Вооруженных сил и других военных формирований Украины (в том числе на постоянной основе), в частности, общевойсковых Львовского полигона, полигона Широкий Лан и авиационных полигонов Министерства обороны Украины, а также Чугуевского полигона Национальной гвардии Украины".
         Наконец, объявлялось, что направление сотрудничества в области вооружений имеет целью "совместимость вооружений НАТО и Украины, стандартизацию и унификацию вооружений и военной техники" (так что, как видим, информация, прозвучавшая на Донузлавском пикете, оказалась верной).
         Неудивительно, что состоявшиеся в конце июля - начале августа 1999 года учения на Черном море "Кооператив партнер - 99" легендой уже открыто имели вмешательство международных сил под эгидой НАТО в межэтнический вооруженный конфликт, разразившийся в некоей республике. Цель - предотвращение "гуманитарной катастрофы", а как это происходит, все только что видели в Косово. Увы, на этот раз Крым, сломленный тем, что было русской и пророссийски настроенной украинской (как и вообще интернациональной) его общественностью воспринято как предательство Госдумы, не вышел с демонстрацией протеста.
         Какой смысл стоять с плакатами "Руки прочь от России!", если Россия сама открывает НАТО путь в пространство своего исторического бытия? Украине же при таком его продвижении здесь принадлежит первостепенная роль, на что Бжезинский, следуя по стопам Бисмарка, указывает совершенно откровенно: "Без Украины Россия перестает быть евразийской империей" (3. Бжезинский, "Великая шахматная доска", Москва, 1999 год, с. 61). И в другом месте: "Ни Франция, ни Германия не сильны достаточно, чтобы построить Европу или решить с Россией неясность в определении географического пространства Европы. Это требует энергичного, сосредоточенного и решительного участия США, особенно совместно с немцами (курсив мой - К.М.) в определении европейского пространства, а, следовательно, и в преодолении таких чувствительных - особенно для России - вопросов, как возможный статус в европейской системе республик Балтии и Украины" (Там же, с. 91).
         Не меньшая роль принадлежит и Черному морю - ведь речь идет о земноводной мощи Pax Americana, и значение Черного моря, этого рукава Мирового океана, глубоко вдающегося в "скифские степи", для решения задач продвижения в глубины Евразии переоценить невозможно. А при мысли о таком продвижении и о такой "земноводности" не только пафос, но и лексика Бжезинского становится откровенно римско-имперской: "...Масштабы и влияние Соединенных Штатов Америки как мировой державы сегодня уникальны. Они не только контролируют все мировые океаны и моря, но и создали убедительные военные возможности для берегового контроля силами морского десанта, что позволяет им осуществлять свою власть на суше с большими политическими последствиями. Их военные легионы надежно закрепились на западных и восточных окраинах Евразии. Кроме того, они контролируют Персидский залив. Американские вассалы и зависимые государства, отдельные из которых стремятся к установлению еще более прочных официальных связей с Вашингтоном, распространились по всему евразийскому континенту" (Там же, с. 91. Курсив мой - К.М.).
         В этих новых условиях исторически столь значимая для России проблема проливов стала совсем неактуальной - но не потому, что раньше она будто бы переоценивала их (эта точка зрения, высказанная в книге "Россия и черноморские проливы" - Москва, "Международные отношения", 1999 год, мне представляется глубоко ошибочной и даже небезопасной для будущего России), а просто потому, что она, в ее нынешнем виде, стала несоразмерна им. Ей теперь не до Босфора и Дарданелл - ей бы Керченский пролив удержать хоть в какой-то мере под своим контролем. Уже сегодня Украина хочет закрепить за собой право на косу Тузла, примыкающую к Таманскому полуострову. Ратифицировав договор, Россия, по сути, удовлетворила эти притязания de facto, что грозит ей замыканием в акватории Азовского моря, поскольку фарватер Керченского пролива становится собственностью Украины.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100