«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 48% |
Один из бывших служащих отряда говорит: "Начальник отряда Исии по образу мыслей был типичным представителем элиты, идеология которой признавала только личные интересы избранных и смыкалась с шовинизмом, сторонники которого проповедовали, что "японский народ - самый выдающийся, превосходящий все остальные народы Азии"... Корень зверств, чинимых в "отряде 731",- в разнузданной идеологии "избранной" нации".
Что же являл собой как личность Сиро Исии, связавший в дьявольский узел науку и войну, придумавший использовать для экспериментов живых людей и вовлекший в грязные дела отряда подростков?
Сиро Исии, начальник "отряда 731", сохранился в памяти многих бывших служащих отряда, в их воспоминаниях о нем много общего.
Прежде всего бывшим сотрудникам отряда приходит на память то, что Исии был "обезьяной", то есть необычайно хитрым человеком: "Папаша был самой хитрой из всех обезьян, ученой обезьяной".
В отряде, как и во всех других воинских частях, в течение года проводились мероприятия, в которых участвовал весь личный состав. Это было обычно в праздники: День армии, День основания японской империи, День рождения императора (все эти праздники носили ярко выраженный шовинистический характер). В такие дни Исии появлялся перед сотрудниками отряда.
Однако Исии не упускал и других случаев собрать личный состав в Большом лекционном зале и лишний раз поговорить о значении отряда. Высокая фигура Исии, стоявшего на сцене на фоне большой карты мира, его громкий голос производили внушительное впечатление. Исии был ростом более 1 метра 80 сантиметров, носил пышные усы, одет был всегда в военный мундир защитного цвета, на котором поблескивали ордена. Он произносил речи, держа микрофон в руках и щеголяя выправкой. Воодушевляясь собственным красноречием, он расхаживал по сцене, а длинный провод микрофона тянулся за ним. В такие минуты Исии был похож на огромную обезьяну, висящую на веревке.
"Папаша у нас сова",- говорили сотрудники отряда. И действительно, Исии был человеком ярко выраженного "ночного" типа. Днем он крепко спал в своем кабинете, а к ночи просыпался, полный сил для работы. "Если у кого-то есть какое-либо предложение, даже самое маленькое, касающееся работы отряда, пусть приходит ко мне с ним даже ночью",- любил повторять Исии. Слыша это, сотрудники говорили между собой: "Ясное дело, днем-то он спит".
Больше всего от "ночного" характера Исии страдали руководящие работники отряда. Глубокой ночью стоило только какой-нибудь новой мысли о подготовке бактериологической войны мелькнуть в голове начальника, как он вызывал адъютанта и приказывал: "Собрать руководство... Проведем срочное совещание". И адъютант вынужден был звонить по телефону и бегать по всей "деревне Того", стучась в двери квартир.
Служащие отряда за день уставали и ночного "гонца" встречали с недовольным видом. А адъютант оправдывался тем, что у него самого никогда не было возможности отдохнуть. "Папаша у нас болен генеральской болезнью",- говорили об Исии, который действительно, как видно из его биографии, был представителем элиты.
Родился Исии 25 июня 1892 года в деревне Тиёда-Осато (ныне город Сибаяма) префектуры Тиба. Учился сначала в местной частной школе Йкэда, где удивлял преподавателей своими способностями: он мог за одну ночь выучить весь учебник чуть ли не наизусть. Затем поступил в общеобразовательную школу в Тиба. Исии был четвертым сыном в помещичьей семье, у которой вся округа брала в аренду землю. Окончив школу в Тиба, а затем среднюю школу в городе Канадзаве префектуры Исикава, Исии поступил на медицинский факультет императорского университета в Киото, по окончании которого пошел на военную службу в качестве стажера - кандидата на командную должность. Из армии он и был направлен в целевую аспирантуру Киотского императорского университета. Почему Исии избрал карьеру кадрового военного - остается неясным.
В молодости увлекавшийся идеями буддийской секты Нити-рэн и разделявший идею о "гармонии небесных и земных законов", изложенных в Сутре Лотоса (одна из основных священных книг Махаяны /Большого пути спасения/ - северной ветви буддизма, распространенной в странах Дальнего Востока, на Тибете, в Непале и т. д.), Сиро Исии - странное сочетание - интересовался возможностью использования ядовитых газов в ходе боевых действий, и в частности применением отравляющих веществ в Европе во время первой мировой войны. Один из его сокурсников свидетельствует, что Исии преклонялся перед германским "железным канцлером" Бисмарком - кумиром шовинистов.
Видя незаурядные способности Исии к наукам и возлагая на него большие надежды, ректор Киотского университета отдал ему в жены свою любимую дочь.
После окончания аспирантуры Исии начал быстро продвигаться по службе. В 1921 году он становится военврачом второго класса (соответствует званию поручика), в 1924 году - военврачом первого класса (соответствует званию капитана). В 1927 году, защитив диссертацию на тему о профилактике эпидемических заболеваний, Исии получает ученую степень доктора медицины, а в 1931 году в возрасте 39 лет - звание старшего военврача третьего класса (соответствует званию майора). Затем он становится преподавателем Военно-медицинской академии и одновременно руководящим работником в Главном арсенале японской армии. Совмещение этих двух должностей - важный период в военной биографии Сиро Исии. Видимо, тогда и зародились в его голове дьявольские идеи об использовании бактерий в качестве оружия.
В японской армии высшее звание, которое может получить военный врач,- генерал-лейтенант. По этому поводу Исии всегда выражал недовольство. Многие были свидетелями того, как он, подвыпив, поносил армейские порядки. "Я - талант, а офицеры генерального штаба - безмозглые дураки" - такие высказывания слышали от него даже корреспонденты газет.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||