«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 18%

Непризнанная победа


         В оценке событий Карибского кризиса мнения специалистов разделяются до крайностей: от полного провала усилий обеих спецслужб - советской и американской - до возвеличивания успехов одной из них.
         Рассматривать эти оценки - дело хлопотливое и, конечно, неблагодарное, прежде всего из-за субъективности подхода. А вот попробовать осветить характер взаимодействия двух "государственных инструментов" внешней политики - посольства и госбезопасности в лице внешней разведки, причём в рамках одной советской стороны, - это дело стоящее.
         В преддверии и во время кризиса каждая из этих служб - посольская и резидентура - занималась разрешением проблемы на своём уровне компетенции и по своим специфическим каналам. Далее буду опираться на мемуарные высказывания двух участников Карибского кризиса - патриархов дипломатии и внешней разведки - советского посла Добрынина и резидента внешней разведки в Вашингтоне Феклисова.
         Почему я взялся за этот анализ? Меня задела серьёзность обвинений посла в адрес разведки: "...обе разведки в момент кризиса искали контакты между собой. Факт остаётся фактом, что разведслужбы обеих сторон оказались не на высоте в период кризиса". Такую оценку-приговор дал советский посол и советской, и американской разведкам.
         Но посол не мог не знать, что существуют и другие мнения - как у нас, так и на Западе. К примеру, аналитик из КГБ, высокопоставленное лицо, высказал иное мнение. Речь идёт о встречах советского разведчика с телекомментатором, вхожим в Белый дом, - посланцем американского президента в контактах с русскими: "Это был первый контакт переговоров между Кремлем и Белым домом. Связь была налажена, начался регулируемый этап кризиса".
         Но ведь посол неоднократно встречался неофициально с госсекретарём США и братом президента министром юстиции Робертом Кеннеди в правительстве Джона Кеннеди. Обсуждались вопросы, оценивающие кризисную ситуацию. Однако почему-то конкретные предложения от американской стороны (президента) поступили именно через канал советской госбезопасности - разведку. Причем телекомментатор в самый кризисный день дважды общался и с президентом и с советским разведчиком. Именно по этому каналу Москва получила следующие конкретные условия выхода из кризиса: СССР вывозит ракеты с острова, а США снимают блокаду и обещают не вторгаться впредь на Кубу. Так вот, через разведку, а не через посольство!
         Вот тут-то и начинается "театр абсурда". Две спецслужбы противников быстрее наладили деловой контакт (телекомментатор имел связь с ЦРУ), чем посол и резидент внутри одной государственной структуры, коим было посольство. Что же случилось?
         Итак, есть информация (предложение) архиважного значения для разрешения кризиса "без-пяти-минут" чреватого военным конфликтом, начало которого исчисляется часами. Есть канал - посольский и госбезопасности. Но...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100