«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 8% |
Англия никогда не имела достаточных демографических ресурсов, чтобы вести ожесточенную борьбу за место под солнцем, опираясь преимущественно на вооруженные силы. Особенно она не могла тягаться с обладавшими более многочисленным населением континентальными странами Европы. Тем более что на протяжении веков о британских сухопутных силах говорили не иначе как об "армии львов, предводительствуемой ослами" (слова герцога Веллингтона). А вот флот был - на острове без флота не обойтись. Однако включившись в бешеную гонку за будущую морскую гегемонию, Англия столкнулась с трудно разрешимой по тем временам проблемой. Демографический дефицит практически не давал шанса для позиционирования себя мощной (морской) державой. Тем более для отстаивания такого статуса. В то же время флот, тем более океанский, требовал (и требует) наличия постоянных опорных баз вдали от родных берегов, обрести и удерживать которые мешал опять-таки демографический дефицит. Тем не менее трудно разрешимая проблема была "искусно" решена. В сфере борьбы за морскую гегемонию - главным образом за счет откровенного бандитизма и пиратства на морских коммуникациях, в том числе и под патронажем английской короны, выступившей, выражаясь современным языком, "крышей" для пиратов. В современной Англии не очень-то любят вспоминать о том, что практически все "отцы-основатели" британского военно-морского флота - его первые адмиралы - были обыкновенными бандитами-пиратами, которых лично "крышевала" самая почитаемая в стране королева - Елизавета I (Небезынтересно так же отметить, что Россия и Англия сталкивались между собой в том числе и из-за пиратства. Россия требовала уничтожения всех его видов, особенно каперства, Англия же вплоть до начала второй половины XIX века отчаянно противилась этому. Еще бы - ведь в этом бандитизме и был сосредоточен источник ее процветания! См. Татищев С. Император Александр Второй. М., 1996. Т. 1. С. 225).
Все они имели лично ею же подписанный специальный патент на пиратство на морских коммуникациях, за что, естественно, они и делились с ней добычей. Вырученные таким образом громадные по тем временам средства шли на финансирование борьбы за создание мощного королевства, а затем и империи, чье могущество должно было основываться именно на морской гегемонии, центральное место в которой заняли те самые "специальные средства и методы". Так было положено начало секретной службе Их британских величеств. В результате получился классический гибрид геополитического бандитизма и "специальных средств", с помощью которого и осуществлялось строительство Британской империи.
Официальная британская историография отсчет начала строительства Британской империи ведет от царствования Генриха VIII. Но именно с этого периода началась и протестантская реформация в Англии, в горниле которой был выкован каркас будущей империи - английское королевство, каким его знают последние пять веков. Происходившие тогда процессы не были связаны с религиозными разногласиями как таковыми, хотя внешне и имели подобный вид, и уж тем более не имели ничего общего с неукротимым либидо Генриха VIII, что привело к знаменитому расторжению его брака с Екатериной Арагонской, а затем и женитьбе на Анне Болейн. За счет средневекового "специального средства" глобальной борьбы - протестантского вольнодумства - тогда был осуществлен разрыв Англии с Испанией и Римом, что было продиктовано исключительно геополитическими соображениями. Ведь наступила эпоха Великих географических открытий, и ранее находившийся в Средиземноморье, в основном в Венецианской республике, центр мировой силы стал смещаться в сторону Атлантики. И оттого, кто первым всерьез и надолго установит контроль над морскими коммуникациями в этом океане, напрямую зависело и то, кто будет господствовать над остальным миром. Первыми проложившие морские пути к Америке и в Азию, а затем и поделившие весь известный тогда мир католические Испания и Португалия не удосужились обеспечить долговременный контроль и в итоге достаточно быстро все потеряли (Речь идет о Тордесильясском договоре 1494 г. между Испанией в лице Кастильи и Португалией, по которому между ними было разделено Западное полушарие. Впоследствии - в 1529 г. - он был дополнен Сарагосским договором, по которому те же "подписанты" поделили между собой уже Восточное полушарие. После двух с половиной веков ожесточенной борьбы, в 1777 г., Великобритания вынудила Испанию и Португалию подписать договор Сан-Ильденфонсо, по которому вышеуказанные два договора были признаны утратившими силу). Но Англия - приобрела.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||