«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 1%

Первая командировка


         ...Ту-104 набирал высоту, сразу после взлёта войдя в густую облачность. Позади - припорошенная первым снегом Москва, Внуковский аэропорт, молодая жена в слезах. Оставалось всего три дня до её дня рождения, но первая командировка за границу была давно запрограммирована, и перенести её было невозможно. Первая самостоятельная поездка за рубеж.
         Внизу в разрывах облаков проплывали заснеженные леса, белоснежные пики гор, тёмно-синие долины.
         Посадка в Тиране, столице Албании, где "железной рукой" правил Энвер Ходжа.
         Он был выдвинут на руководящий пост с нашей помощью в момент окончания Второй мировой войны. Англичане и американцы упорно боролись за насаждение прозападного режима в этой маленькой, но стратегически важной стране. Западные спецслужбы готовили и забрасывали туда разведывательно-диверсионные группы, финансировали национальное движение, находившееся в оппозиции по отношению к Энверу Ходже. Маленькая страна была вовлечена в гражданскую войну. Но вскоре, с нашей помощью и, в частности, с оперативным использованием разведывательной информации, оппозицию полностью разгромили, Албания превратилась в ещё одно социалистическое государство на карте мира. А Энвер Ходжа, в своё время обучавшийся в нашей военной академии, стал править в стране. В начале шестидесятых годов он не поладил с Н.С. Хрущёвым и тотчас попросил нас с военно-морской базы Дуреццо, которая давала нам возможность держать под контролем всё Средиземное море. А заодно норовистый албанский вождь выдворил из страны всех наших советников, заменив их китайскими. Таким образом, эта страна перешла в зону китайского влияния и стала выступать на международной арене в едином блоке с КНР. В маленькой балканской стране, отгороженной от всего мира горами и "железным занавесом", процветал социализм в самой примитивной его форме, который держался, в основном, на штыках армии и спецслужб.
         Огромное поле аэродрома, покрытое изумрудной травой. Крохотное здание аэропорта, куда вошли транзитные пассажиры. Албанский солдат, щуплый, кавказской внешности, несмотря на тёплую погоду, был в шапке-ушанке и форме цвета хаки, похожей на нашу. Ярко светило балканское солнце, оживлённо чирикали воробьи, что-то выискивавшие в густой траве. Тишь и благодать, вокруг ни души. Громада нашего Ту-104 как-то не вписывалась в это узкое, со всех сторон зажатое горами пространство. Возле самолёта суетились техники, подошёл автозаправщик. Объявили посадку. После короткого разбега Ту-104 круто и легко взмыл над самыми вершинами заснеженных гор и почти сразу вышел к морю.
         Долго шли над морем, затем пошли жёлтые пески пустыни, горные кряжи. Впереди в лучах заходящего солнца показался огромный, подёрнутый сизой дымкой город. Каир - столица Египта - в то время Объединённой Арабской Республики (ОАР), в состав которой входили Египет и Сирия (политико-экономический брак, оказавшийся недолговечным). Внизу, в пустыне, горели какие-то цистерны, рыжие языки пламени, выплёскиваясь сквозь клубы чёрного дыма, взвивались в вечернее небо. Описав несколько кругов, самолёт совершил посадку. Солнце, багровый диск которого только что ярко сиял у самого горизонта, вдруг куда-то провалилось, и землю внезапно окутала кромешная тьма. Никаких сумерек. Сразу ночь. Самолёт подрулил к зданию аэропорта, освещённому ярко-жёлтыми неоновыми огнями. Подали трап, в открытую дверь самолёта, в салон тугой, горячей волной ударил воздух пустыни, обильно сдобренный характерными асфальто-бензиновыми запахами аэродрома. У подножия трапа уже стоял наш генконсул, встречая нас, советских граждан. Вокруг сновали смуглые носильщики, одетые в длинные белые одежды, подпоясанные зелёными кушаками. Головы их украшали тёмно-красные фески с кисточкой. Нагретый за день асфальт источал нефтяную духоту. Прошли в довольно тесное и душное помещение таможни, где царила какая-то бестолковая суета: кругом были полицейские, таможенники, среди пассажиров мотался некий полноватый пожилой господин, бойко говоривший по-русски и по-арабски, который оказывал помощь вновь прибывшим при прохождении таможенного досмотра. По-видимому, он служил переводчиком в таможне. Таможенный досмотр отнял около часа. В сопровождении консула мы направились к посольскому микроавтобусу марки "фольксваген", за рулём которого сидел смуглолицый водитель, говоривший на ломаном английском языке (как после мне стало известно, капитан полиции). Он выскочил из машины, любезно открыл дверцу, отогнал прочь носильщиков, предлагавших свои услуги, разместил наш багаж в салоне, и мы поехали.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100