«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 97% |
При оценке данных воспоминаний, вскрывшихся под гипнозом, необходимо учитывать наличие в них неточностей. Поэтому сведения, сообщенные под гипнозом, нужно сопоставлять с рассказами пациентов в неизмененном" состоянии сознания. Мы должны быть начеку, чтобы распознать смещение иного травмирующего эпизода в контекст событий, рассказанных под гипнозом. Однако следует отметить, что рассказы испытавших всегда изобилуют деталями, не имеющими непосредственного отношения к травмирующему событию, так сказать, "фактографическими". Это описание внешности, одежды, убранства помещений, формы кораблей, способов перемещения в пространстве, обширные экскурсы в область экологии и истории. Я никогда не встречал ничего подобного у пациентов, перенесших травмы другого рода.
Если говорить более конкретно, то некоторые мои оппоненты полагают, что истории похищений подсознательно создаются теми пациентами, которые в действительности подверглись сексуальному насилию. На это я должен сказать, что некоторые из моих пациентов, помимо похищений, на самом деле когдато перенесли сексуальное насилие, однако с помощью гипнотической регрессии сумели разграничить эти травмирующие эпизоды. С другой стороны, мне известен целый ряд случаев, когда люди, жалующиеся на сложности в интимной сфере, упорно обращались к психологам в надежде вскрыть факт сексуального насилия, пережитого в прошлом, и освободиться от травмирующего воспоминания. Однако медицина, так сказать, оказывалась бессильна. Имелись случаи, когда консультации у специалистов, совершенно далеких от явления встреч с пришельцами, обнаруживали именно похищения, оставляя врача в недоумении. Когда эти пациенты каким-то образом попадали ко мне, сеансы гипнотической регрессии выявляли истинные причины осложнений в интимной жизни - пережитые репродуктивные процедуры и т.п.
Существуют различные психические, психиатрические и нейрофизиологические гипотезы, объясняющие возможные причины эффекта встреч с пришельцами. Называют такие факторы, как склонность к фантазиям, подверженность гипнозу, острая склонность к распаду личности, "сонный" паралич, эпилепсия височной доли головного мозга. Однако исследования, специально проведенные на испытавших, не выявили у пациентов подобных заболеваний.
Высказывалось также предположение, что феномен встреч с пришельцами - форма массового психоза, истерии или галлюцинаций. Однако похищения не напоминают массовых явлений. Испытавшие - это обычно личности, которые до попадания в мою клинику были, как правило, изолированы от других похищенных. На мой взгляд, мы имеем дело с обратным процессом: истории одиночек тем или иным способом попадают к охочим до сенсаций репортерам, и те склонны раздувать кампании, генерирующие массовую истерию.
Мне представляется плодотворной гипотеза, основанная на учении Карла Юнга, ставшего пионером в данной области еще в 1962 году. Возможно, испытавшие действительно передают в своих сообщениях сведения о Юнговых архетипах рождения, смерти, соединения с другими источниками творения и т.п. Помоему, важность этого материала обусловлена тем, что он отражает глубинное психологическое воздействие, проливая некоторый свет на опыт похищений. Я коснулся Юнговой теории в целом, но ее более детальное приложение к феномену похищений неизбежно породит множество новых философских и естественно-научных проблем, выходящих за рамки данного обзора. Чтобы объяснить НЛО и физические элементы, связанные с феноменом похищений, нам остается одно: признать всю Вселенную в психодуховном, психическом и физическом измерениях как игру сознания. Чтобы подход с позиций учения Юнга пошел на пользу, нам необходимо набрать и интерпретировать богатый, сложный, последовательный и подробный материал, выделив его из рассказов испытавших, и рассматривать его в контексте других уфологических явлений.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|