«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 35% |
Что же получается? Совершенно четко видно, что древние исследователи не ставили знак равенства между сатирами (лешими) и обезьянами, а сравнивали и тех, и других с человеком.
Перенесем свое внимание в Санкт-Петербург, где в 1804 году впервые на русском языке была издана "Система природы" Карла Линнея, который вполне обоснованно поместил человека в один отряд с обезьянами. Все было бы просто и классически научно, если бы не одно "но" - у Линнея описан не один, а два вида человека: "Человек разумный, или дневной", и "Человек ночной, или троглодитовый (пещерный)". Обращаю ваше внимание, что второй вид человека - это вовсе не обезьяна! Именно этот "человек троглодитовый" и представлен автором "Системы природы" как связующее звено, объединяющее Homo sapiens с обезьянами отряда приматов. Академик Александр Севастьянов, готовивший этот труд к изданию на русском языке, пишет: "Что сие животное не есть вымышленное или вновь открытое, достаточно доказывали древние и новейшие писатели. В древнейшие времена известен был некоторый особый род человека, которого ставили в средине между человеческим и звериным родом и называли сатиром. Древние стихотворцы сделали из них полубогов и называли их фавнами... Плутарх пишет, что Сулла получил некогда такое животное в подарок, а Диодор Сицилийский уверяет, что тирану Дионисию присланы были несколько сатиров, имевших длинные волосы... Достойно посмеяния мнение раввинов о сем предмете, ибо они думают, что Бог занимался сотворением сего животного накануне субботы и что ввиду краткости времени не успел его сделать совершенным человеком... Может быть, о сих-то животных Священное Писание упоминает под разными именами духов". Стоит отметить, что эти слова А.Севастьянова - члена Петербургской Академии наук - были напечатаны за 5 лет до рождения Чарльза Дарвина.
Не чуралось упоминаний о таких существах и известное всем "Слово о полку Игореве", в котором оно названо "дивом" - это существо, описание которого один в один сходится с описанием современного нам снежного человека. Див, предвещая неудачу походу Игоря на половцев, "кличет врьху древа, велит послушати земли незнаеме, Вльзе и Поморию, и Сурожу, и Корсуню и тебе, Тьмутороканский бльван".
В комментариях к этому историческому труду академик Дмитрий Лихачев пишет, что "...большинство исследователей считает дива мифическим существом (чем-то вроде лешего...)". Таким образом мы опять выходим на лешего, однако не того, которого боялись наши деды, а того, которого использовали в своих целях наши пращуры.
Подтверждение этому совершенно неожиданно можно найти у азербайджанского поэта и мыслителя XII века Низами Гянджеви "Искандер-наме". Описывая битву румов с русами (т.е. русскими) в районе Кавказа, поэт упоминает, что русы использовали в бою дива, привязанного за ногу цепью и вооруженного железной палкой с крючком.
В "Искандер-наме" указывается и еще одна интересная подробность - див предпочитает спать на ветвях деревьев (эту особенность отмечают всегда и везде) - это-то и позволяло русам пленять его, подкрадываясь к спящему, опутывать его веревками и стягивать с дерева. Позволю себе напомнить, что именно приматы просто обожают спать на ветвях деревьев...
В связи с только что сказанным отмечу и следующее: традиционную славянскую культуру нельзя представить без леших, домовых и русалок. Однако при внимательном прочтении славянского фольклора открываются совершенно неожиданные подробности, указывающие на связь так называемых "снежных людей" и всех тех мифологических существ, которые перечислены вначале. Вот несколько цитат.
В книге середины XIX века "Быт русского народа" (СПтб., 1848 год) А.В.Терещенко пишет, что "многие с божбою утверждают, что им случалось много раз видеть русалок". А позднее люди говорили, что "перевелась, говорят, ныне эта погань. Вот деды рассказывали, что в те поры, когда и лесов было больше, и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес: повстречает тебя эта дрянь-то, да и все тут" (Максимов С.В., Собр.соч., СПтб., 1912). Да не только русалок, и про леших говорили, что "теперь их стало гораздо меньше, чем было раньше, что можно объяснить появлением огнестрельного оружия, которого мэнквы (так народ манси называл леших), особенно заряженного медными пулями, боятся больше всего" (Гондатти Н.Л., Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири, М., 1988).
Выходит, что лешие и русалки реально обитали почти везде, где обитал и обычный человек? В некоторых местах для человека они были даже более привычны, чем другие его ближайшие родственники - обезьяны. Вот одно из таких любопытных свидетельств: "Мне приходилось беседовать со старым забайкальским охотником, который говорил: "Не знаю, есть ли на свете обезьяны, может, их выдумали, а вот лешего я своими глазами видел, и не один раз" (К.К.Платонов, "Психология религии", 1967 г.).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||