«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 19% |
Странное немецкое слово "полтергейст" вошло в обиход и стало привычным совсем не так давно, где-то в конце 80-х годов. В дословном переводе оно означает "шумный дух", а само явление, называемое сейчас этим мудреным иностранным словом, испокон веков было привычно нашему народу, да и внимания на него особого не обращали - подумаешь, домовой шалит!... Ну, разве только если расшалится очень, тогда и разбирались, кто в доме больше хозяин - человек или домовой.
И во времена Древней Руси, и позже, вплоть до современного просвещенного времени, к существованию такого невидимого соседа в доме относились не только спокойно, но и с особым почтением - называли его уважительно "дед", "хозяин", и считали счастливым тот дом, который такой "хозяин" себе присмотрел. Мол, будет тому дому защита от всякой нечисти, да и от людей недобрых тоже. Но только и люди не должны были забывать обычаи гостеприимства в отношении невидимых покровителей. Например, существовал обычай угощать домовичка, а в один день с особенным почтением - 25 января ему оставляли горшок теплой каши, и приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотину".
Считалось также, что есть у домовых и свой особый день - то ли тосковали они невесть почему в этот день, то ли гуляли напропалую (а в избах в это время могла и посуда сама собой с полок летать, и столы трещать ни с того, ни с сего...), то ли с нечистой силой боролись. А приходилась эта дата на 1-е апреля (возможно, именно эти народные представления и легли в основу указа, которым Петр 1 постановил считать этот день Днем смеха).
Но прошло время, и современный технически подкованный и потому скептически настроенный человек скажет: мало ли какими сказками баловались наши непросвещенные предки! Какие такие невидимые существа? Не существует ничего такого, что нельзя было бы измерить, посчитать и взвесить. И это правильно, но с одной оговоркой. Реальность гораздо сложнее, чем нам того хотелось бы. И что-то можно будет взвесить, посчитать и измерить через какое-то время, на очередном витке технического прогресса. Просто не придумали пока еще такие измерительные приборы... Тем более, что стало уже совершенно ясно, что мы имеем дело именно с особым явлением природы (будем называет его привычно - полтергейстом), которое объединяет в себе широкий комплекс факторов и происходит по не совсем понятным, мягко говоря, физическим законам.
А свидетельства современных людей подтверждают, что наши деды и прадеды в быличках описывали реальный опыт, накопленный веками и тысячелетиями. Может быть, сказители слегка приукрашивали факты, может быть, не всегда обоснованно одушевляли их источник и приписывали ему разумное начало. Но, может быть, в таком своем понимании они были гораздо ближе к Природе и гораздо менее заносчивы в своих отношениях с окружающим миром, чем наши современники, кто с детства воспитан в традициях "грубого материализма" и считает себя, человека разумного, венцом природы и ее же хозяином.
Опыт этот имеется у разных народов, независимо от их культуры, образа жизни, мировоззрения. Например, глиняные таблички из библиотек Вавилона сообщают, что "духи проникают из одного дома в другой, и удержать их дверьми нельзя. Нельзя запереть на замок, они пролезают в двери как змеи; мешают жене от мужа зачать, из рук человека воруют детей, из отчих домов изгоняют младенцев".
Как о самом выдающемся по продолжительности жизни привидении (а это явление тоже относится к классу полтергейстов), рассказывает "Книга рекордов Гиннеса" о периодическом, на протяжении целых девятнадцати веков, появлении марширующих римских солдат в подвалах Йоркминстерского казначейства.
Академик Рыбаков со ссылкой на "Повесть временных лет" рассказывает о наводящем ужас набеге злых духов-навий на город Полоцк в 1092 году. Невидимки с копытным топотом носились по городу и убивали горожан, не успевших укрыться в домах.
С развитием научных методов познания, отдельные ученые мужи стали применять эти методы и к изучению полтергейстов. Первой научной работой, посвященной описанию этого аномального явления, можно считать монографию протестантского священника Франсиса Перро о проделках "масконского дьявола" (такое название, конечно, дано в духе того времени и вовсе не отражает реальную природу вещей). Эта монография была написана по совету английского ученого Роберта Бойля, заинтересовавшегося необъяснимыми шумами и самопроизвольными перемещениями предметов, происходившими в доме Перро с сентября 1612 года.
В середине XIX века президент Парижской Академии наук Д.Араго лично принимал участие в наблюдении полтергейстных эпизодов, происходивших в присутствии 14-летней француженки Анжелики Коттен. Несколько позже другой президент той же Академии наук Камилл Фламмарион также уделял внимание изучению полтергейста в ряду других аномальных явлений.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||