«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%


         Никакие экспромты, никакая непредсказуемость и импульсивность здесь недопустимы. Национальные отношения - слишком тонкая и чувствительная материя. Их налаживание требует длительных, кропотливых усилий. В национальном вопросе легко в одночасье нарушить равновесие, а потом долгие годы требуются на восстановление доверия народов друг к другу, поддержание их нормальной совместной жизни.
         Объективные предпосылки для воссоздания обновленного Союза у нас имеются. Их диктует экономика, более всего страдающая от разрыва хозяйственных связей, пограничных таможенных, ценовых, валютных и других барьеров. Их диктуют потребности научно-технического прогресса, забота об охране здоровья и образования населения, взаимообогащения национальных культур. Наконец, их требуют глубокие традиции повседневного общения людей разных национальностей в труде, в быту, в защите отечества.
         Вместе с тем ясно, что на стихийность в таком движении к новому Союзу рассчитывать нельзя.
         Она ничего не даст, если не будут действовать реальные политические, общественные силы, выступающие за восстановление дружбы и сотрудничества народов. Именно этим силам предстоит тяжелая борьба за налаживание совместного управления такими сферами общих интересов бывших союзных республик, как энергетика, транспорт, фундаментальные научные исследования, оборона, экология, защита прав человека. Здесь возможны отступления и поражения, поиск каких-то промежуточных этапов в воссозданий Союза, возможны сочетания элементов федерализма и конфедерации, координация экономических, внешнеполитических и оборонительных программ, особый режим существующих границ, договоренности о предотвращении межнациональных конфликтов.
         О необходимости такой последовательной, наступательной стратегии общественно-политических сил говорит и то, что в каждой из бывших республик наряду с конструктивными силами, выступающими за Союз, имеются агрессивно настроенные националистические, сепаратистские движения. У них не только есть своя массовая база, но и поддержка из-за рубежа. Ведь недаром международные финансовые магнаты открыто заявляют, что они намерены оказывать помощь не всем республикам вместе, а каждой из них в отдельности, соизмеряясь с тем, насколько быстро и твердо она будет двигаться по пути капитализации и свободного рынка. Далеко не случайно и то, что в США и других странах Запада практически уже не употребляется термин "Содружество" в отношении бывших республик СССР. Их именуют кто "новыми независимыми государствами", а кто и вовсе "Центральной Евроазией". И это не прихоть, это политика. Выражая ее, такой давний "друг" нашей страны, как Г. Киссинджер в одной из своих речей в начале 1992 года однозначно заявил: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции к воссоединению ее народов в единое, крепкое, централизованное государство".
         И все-таки, несмотря на такие заявления наших зарубежных "доброжелателей", несмотря на весь накал нынешней борьбы националистических и интернациональных сил, на все пожары сегодняшних межнациональных конфликтов, мне представляется, что перспективы возрождения Советского федеративного государства и дружбы народов остаются. Они будут тем более ощутимыми, чем более решительной будет борьба за сохранение социалистических начал жизни нашего общества, за ограничение губительного эксперимента по втягиванию страны в орбиту дикого капитализма, социального и национального неравенства.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100