«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 8% |
Весьма образно о воздействии средств массовой информации сказал основатель общества Кришны: "Теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств массовой информации можно с невиданным мастерством создавать завесу обмана и иллюзии, так что никто не сможет отличить истину от лжи, реальность от подделки".
Люди живут в информационном поле и ежедневно черпают информацию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов, они могут идти даже против своих собственных интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчинённую роль. В этом смысле человек не является свободным, тем более что отработан ряд способов эффективного информационного воздействия. Для них существует термин "брейн уошинг" ("brain washing") - промывание мозгов. С по-мощью "брейн уошинг" может осуществляться зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу.
Средства массовой коммуникации формируют "массового" человека нашего времени. "Массовый" человек импульсивен, переменчив, способен лишь к относительно краткосрочным программам действия. Он часто предпочитает иллюзии действительности.
В работе В.И. Самохваловой "Массовый человек" - реальность современного информационного общества" (Материалы научной конференции. Проблема человека: мультидисциплинарный подход. М., 1998) представлена характеристика отношений в информационном обществе:
"Современное информационное общество представляет собой особый тип и социального структурирования, и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информатизационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путём управления информационными потоками.
Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования.
Массовый человек, упрощённый, усреднённый, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики".
Ранее, на всём протяжении истории, главным источником подавления людей служили физические методы воздействия - от изощрённых пыток инквизиции до современных средств массового уничтожения. Сейчас, после разгрома СССР в информационно-психологической войне, стало ясно, что появилось новое средство господства над людьми.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||