«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 70%


         Интересно, что у обоих деятелей во главу угла ставятся "права человека". Осудив тоталитарный режим Ивана Грозного и Бориса Годунова, Василий Шуйский поцеловал крест на том, что он никого не будет казнить, "не осудя истинным судом со бояры своими", ни на кого не будет налагать опалы безвинно и не будет слушать бездоказательных доносов [3]. Но, как отмечал Платонов, клятва Шуйского осталась только на словах, потому что он был очень самовластен и мстителен. Также и в настоящем вряд ли имеют смысл слова о правах человека для армянских или азербайджанских беженцев, для русскоязычного населения в Латвии, для подавляющего большинства народа, подошедшего к грани нищеты.
         Бедствия Смутного времени XVII века потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всём проклятых самозванцев, сыпавшихся как из рога изобилия, в них видели орудие иноземного вмешательства. Но это была лишь часть правды. Существовал клубок противоречий, раздиравших русское общество. Люди теряли ориентацию, и в этих условиях характерным явлением были массовые выступления низов за "доброго царя". Самозванца поддержало боярство, ненавидевшее Годунова и не желавшее ему подчиняться; самозванец имел также широкую поддержку из-за рубежа. Но главный успех обеспечили ему русские люди с южных окраин Московского государства. Все они были выходцами из центральных областей, где страдали от опричнины и крепостной зависимости. Все они ненавидели московские порядки и поднялись против Бориса, надеясь, что "истинный" царь Дмитрий улучшит их положение и усмирит "лихих бояр", угнетавших простой народ [3].
         А сейчас? Та же потеря ориентации основной массой людей, та же, по существу, слепая вера в "доброго царя", то же расползание мифов о лидерах, несущих избавление. Возникновение иррациональности в обществе привело в своё время к усилению и обогащению боярской верхушки, а также к разрушению нормальной жизни. Так и сейчас, иррациональные действия людей приводят к результатам, резко отличающимся от ожидаемых.
         Из сказанного выше видно внутреннее единство, общность закономерностей двух периодов истории, разделённых 400-летним промежутком. Платонов делил Смутное время на три стадии. На первой - до воцарения В. И. Шуйского - шла дворцовая борьба за царский венец. Подставив против Бориса-самозванца, бояре вызвали народное движение. На второй стадии началась междоусобная борьба, главным образом казачества и низших слоёв населения, против бояр и землевладельцев. На третьей - иноземцы воспользовались московской "разрухой", открыто вмешались в московские дела. Поляки заняли Смоленск, шведы - Новгород, а московские бояре, боявшиеся бунта "черни", обратились к сыну польского короля Сигизмунда Ш Владиславу и предложили ему царский престол. Тогда на Руси началось патриотическое движение против иноземного господства.
         Сейчас, в наши дни, можно говорить о втором периоде Смутного времени - периоде междоусобной борьбы, которая носит характер региональной (в значительной мере националистической). Уже намечается, как и в далёком прошлом, переход к третьей стадии. Идёт процесс распада государства, на окраинные земли предъявляют претензии иноземные державы, печать говорит о нецивилизованности, даже о неполноценности русских, некоторые иностранцы уже чувствуют себя, как в завоёванной стране. Ситуация приближается к событиям 400-летней давности.
         "Никакого правительства не существовало, и русские люди, не желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвой, были предоставлены самим себе. Города... теперь не знали, что делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное: оплакивая своё погибшее царство, они просили Бога, чтобы Он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему приходил конец. В эти ужасные дни раздавались, однако, голоса мужественных представителей духовенства. Города, разобщённые друг от друга и лишённые всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступали в сношения между собой, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город послов для общего совета. Ждали, кто возьмёт на себя почин объединения земских сил. Почин взяли, наконец, нижегородцы" [3].

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100