«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 43%

Двуликий Янус


         Центральная задача по подрыву СССР решалась в идеологической сфере. В её основе лежало массовое отторжение людей от коммунистических идей, превращение марксизма-ленинизма в средство оскопления общественных наук, в оружие, направленное против социализма.
         Начиная с послевоенных лет, в стране существовала мощная система политпросвещения и политобразования разных уровней. В вузах преподавали историю партии, политэкономию, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм. Была создана целая серия идеологических институтов. Типичные представители: Академия общественных наук при ЦК КПСС, Институт Маркса - Энгельса - Ленина, Институт международного рабочего движения, университеты марксизма-ленинизма. Сформировался целый идеологический корпус, включающий кафедры истории КПСС и марксизма в каждом вузе. Нужно было заставить идеологическую систему как целое работать против своей страны. В первой половине века марксизм занимал наступательные позиции, он объективно отражал особенности этого времени и достиг того, что треть мира встала под знамёна социализма. Для нейтрализации и последовательного использования марксизма в своих целях идеологи предприняли следующие действия:
         1. Марксизм-ленинизм законсервирован, оторван от реальности, от конкретной науки и постепенно превращался в вероучение.
         2. Канонизированы классики марксизма, их труды издаются огромными тиражами, каждой фразе придаётся смысл непоколебимой истины.
         3. Марксизм-ленинизм ограждён от всякой свежей мысли, от любых новых положений, даже жёстко диктуемых конкретной обстановкой. Постепенно он становится схоластикой. Если в древнее время происходили дискуссии, опирающиеся на классиков христианства, на тему - сколько чертей разместится на кончике иглы, то теперь возникли дискуссии типа - что такое диалектическая логика (в дискуссии участвовали три школы, каждая из которых опиралась на три качественно различных высказывания Ленина в разных работах на эту тему).
         4. Использование вырванных из контекста классиков положений, относящихся к другой обстановке, в качестве кувалды для борьбы с новым, для борьбы с наукой. Типичный пример - положение о несмешении различных форм движения, позволявшее препятствовать использованию новых методов в общественных науках.
         5. Создание марксистского "новояза", состоящего из бессмысленных, обтекаемых фраз. Средства массовой информации печатают выверенные, стерильные сообщения.
         В результате такого процесса сформировался второй облик марксизма-ленинизма, сконструированный идеологами КПСС. В качестве примера приведём типичный отрывок из редакционной программной статьи "Современная борьба идей и концепция идеологического разоружения", опубликованной в газете "Правда", 7.02.69 года [15]:
         "Ленинская ясность, принципиальность и последовательность мысли, чёткость социально-политических постановок вопроса представляется мелкобуржуазному сознанию "упрощенчеством", а царящая в писаниях учёных приказчиков буржуазии и горе-теоретиков правого и "левого" оппортунизма нарочитая усложнённость, эклектическая неразбериха и путаница - "действительной глубиной". Мутная водица мелкобуржуазной идеологической сточной канавы порой не даёт возможности увидеть того вязкого буржуазного дна, по которому она течёт. Это создаёт иллюзию "глубины". Прозрачность же марксистско-ленинской мысли, позволяющая разглядеть на самой большой глубине весь рельеф скрывающейся за идеологическими течениями социально-политической основы, воспринимается мелкобуржуазным сознанием как "чрезмерная ясность", препятствующая возможности самых различных, "свободных", "оригинальных" интерпретаций, а посему якобы тождественная "догматизму" и "упрощению".
         Реакция любого нормального человека на подобные идеологические статьи очевидна и в комментариях не нуждается.
         В римской мифологии существовал Янус - божество дверей, входа и выхода. Он изображался с двумя лицами. Так и марксизм-ленинизм оказался, подобно Янусу, с двумя лицами. Одно из них несло информацию о работах классиков науки, их достижениях, многие из которых сохраняют актуальность до сегодняшнего дня, другое превратилось в средство дискредитации подлинных результатов Маркса, Энгельса, Ленина, в средство борьбы с Советским государством.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100