«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 35%

Операция "Борьба с религиозным дурманом"


         Важным направлением деятельности идеологов по расколу советского общества в хрущёвский период стало усиление борьбы с религией и прежде всего - с православием. Она, как и другие действия идеологов во второй половине 50-х годов, велась под флагом "возвращение к ленинским принципам". Предполагалось возрождение марксизма-ленинизма в первозданном виде, очищенном от наслоений "культа личности". Поднимаются на щит высказывания Ленина о религии, относящиеся к совершенно другой эпохе, с другими задачами и интересами. Большими тиражами выпускаются написанные в прошлом книги о религии таких авторов, как Скворцов-Степанов, Емельян Ярославский; издаются массовые серии брошюр типа "Почему я перестал верить в бога" [53], "Я отрекаюсь" [54] и т.п. Храмы, монастыри, церкви заброшены, разрушены, не сохранены даже как памятники старины.
         В чём проблема? Чем было обусловлено усиление антирелигиозной пропаганды? Суть православия - это менталитет, общность русских людей. Часто говорят, что православие не религия, а образ жизни. Этот образ жизни был сохранён и в советское время, но в несколько иных формах. Велики заслуги православия в становлении русского государства. Имена митрополита Алексия, Сергия Радонежского, патриарха Гермогена говорят сами за себя. Русская православная церковь стояла на позициях патриотизма и в годы Великой Отечественной войны. И после войны церковь, по сути дела, была союзником Советского государства как один из центров консолидации советского народа (чем объективно противостояла интересам США). Следовательно, задача идеологов состояла в том, чтобы столкнуть церковь и государство, ослабить православную церковь и в перспективе внедрить в Россию сектантство, опирающееся на США и разрушительно действующее на молодое поколение. Позицию хрущёвского руководства чётко выразил в своём докладе Л. Ф. Ильичёв на пленуме ЦК КПСС, посвящённом "очередным задачам идеологической работы" [55]:
         "Формирование научного мировоззрения и коммунистической морали невозможно без борьбы с религиозной идеологией. Религия - главный противник научного мировоззрения внутри страны, один из самых цепких пережитков прошлого, от которого не освободились ещё значительные слои населения...
         Атеистическая работа ведётся у нас без размаха, не живо, не напористо, и ведётся она часто среди людей, уже освободившихся от влияния религии. "Антирелигиозная пропаганда, - заявил недавно священнослужитель Введенский из Свердловской области, - нам не мешает. Атеисты работают в клубах с атеистами, а мы в церкви - с верующими. (Смех в зале.) Атеисты к нам не ходят, а верующие не ходят в клубы. Мы не мешаем друг другу". (Смех в зале.) Вот аттестация нашей антирелигиозной пропаганды. Приходится волей-неволей соглашаться с ней.
         Свобода совести, провозглашённая в нашей стране, предполагает две стороны: свободу вероисповедания и свободу борьбы с религиозным мировоззрением. Нельзя благодушествовать и рассчитывать, что религия, как антинаучная идеология, отомрёт сама по себе, без усилий, без борьбы с ней. Надо противопоставить религии боевую, наступательную научно-атеистическую пропаганду, разоблачать деятельность изуверских сект, которые причиняют физический и моральный ущерб людям, носят откровенно антиобщественный характер".
         Сам Хрущёв считал борьбу с религией одной из главных задач. Вот что пишет об этом священник о. Родион [56]:
         "При Хрущёве же снова стали закрываться храмы и ужесточился контроль над деятельностью клира. И люди старшего поколения помнят, как сей деятель обещал в 80-м году показать по телевидению последнего "попа". И это обещание вполне определяло и всю его политику по отношению к Церкви".

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100