«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 12% |
В информационно-психологической войне важно использовать механизмы непосредственного воздействия на процессы мышления. Ряд крупных философов-"идеалистов", и прежде всего Э. Кассирер, Г. Лебон, Г. Фреге, А. Ф. Лосев, развили заимствованный из математики функциональный подход к человеческому сознанию, где исходным пунктом служили соответствия, соотношения, определённые разграничения, постоянные элементы и связи, а не сам материальный предмет.
Эти кажущиеся академическими и далёкими от практики исследования привели к появлению понятия символического пространства. Говоря более простым языком, абстрактное мышление осуществляется через символы, с помощью которых человек опосредованно анализирует внешний мир. Именно здесь лежит демаркационная линия, разделяющая животных и человека, который живёт не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия - части этого универсума. Символ, согласно Кассиреру [22], - это чистая функция, интегратор опыта, динамическое начало, принцип абсолютно всего. Любые попытки десимволизации наших мыслительных функций обречены на неудачу, поскольку преодолеть символ мы не можем иначе как символически. Действительность всегда символична, и философия действительности есть философия символических форм.
Принципиальное значение имеет то, что человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растёт символическая активность человека, и чем больше она возрастает, тем легче через символы управлять и манипулировать людьми. Для непосвящённых здесь возникает кажущийся парадокс. Интеллигенция, мыслящая обобщёнными, сложными символами, является наиболее внушаемой частью общества. В значительной мере это относится и к населению крупных городов.
Для пояснения этих положений обратимся к структуре пространства символов. Ещё с древнейших времён, начиная с Конфуция и Аристотеля, привлекали внимание понятие имени и сам процесс наименования. О роли процесса соотнесения определённым объектам их имён чётко сказал великий французский математик А. Пуанкаре [23]:
"И вот когда удивляешься силе, которую может иметь одно слово. Вот объект, о котором ничего нельзя было сказать, пока он не был окрещён. Достаточно было дать ему имя, чтобы произошло чудо".
Очень чётко сформулировал проблему Ю. И. Манин [24]:
"Удачное имя - мост между научным знанием и здравым смыслом, новым опытом и старыми привычками. Понятийную основу любой науки составляет сложная сеть имён вещей, имён идей, имён имён. Она эволюционирует сама и меняется её проекция на реальность".
Имя - это символ, и в основе сознания лежит сложная иерархическая структура пространства символов, включающая символы, символы символов, символы символов символов и т.д. В этой иерархии один символ имеет ключевое значение, другие - подчинённое. В работе [25] рассмотрена базисная структура - триада:
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||