«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 5%

1.2 Общественное сознание как поле сражения

Новый театр войны


         Один из главных тезисов марксизма - "бытие определяет сознание". И это в среднем правильно. Сознание отдельного человека и общественное сознание должны исходить из окружающей реальности - из бытия, иначе действия человека или общества в целом будут аномальны, неадекватны реальности. Однако с созданием информационного общества ситуация меняется. Человек непрерывно находится в информационном поле. В каждом доме есть телевизор, доступны радио и печать, и мозг человека подвергается непрерывному воздействию СМИ, причём это может не иметь никакого отношения к реальности.
         В информационно-психологической войне, войне нового типа, используется канал непосредственного воздействия на общественное сознание, на души людей. Задача состоит в том, чтобы заставить массы действовать в нужном направлении даже против своих интересов, а в стане противника расколоть людей, заставить их встать друг против друга. В информационной войне существенное значение имеет практический опыт воздействия на сознание людей. В этом смысле США имели большой задел в опыте рекламы, будь то продажа галантереи или раскручивание имиджа кандидата в президенты. Масштабы рекламной деятельности видны из следующих данных: для среднего американца предназначено свыше 1,5 тыс. рекламных объявлений в день; через почтовое ведомство проходит 16 млрд. рекламных отправлений в год; вечерний час телевидения содержит до 30 рекламных вставок. И дело не только и не столько в количестве рекламы, сколько в том, что чрезвычайно широко используются психологические особенности людей. Технике и искусству рекламы обучают на всех уровнях: в школах, колледжах, университетах. Самые способные, проходя отбор, попадают в рекламные корпорации, которые анализируют итоги изучения спроса, различных тестов, опросов, эффективности рекламных сообщений средств массовой информации.
         Общим ориентиром в области воздействия на сознание людей служат работы учёных, изучавших этот феномен. Созданию основ (или, может быть, точнее, ориентиров) теории общественного сознания мы во многом обязаны трудам русских философов-"идеалистов", прежде всего В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, а также Э. Дюркгейма и его школы на Западе.
         В энциклопедическом словаре 1954 г. приведены их характеристики ("В. С. Соловьёв - русский реакц. философ-мистик, богослов..."; "С. Н, Булгаков - русский реакц. бурж. экономист и философ, белоэмигрант, ярый враг Советской власти"; "Н. А. Бердяев - реакц. русский философ-мистик, белоэмигрант, ярый враг Советской власти"; "Э. Дюркгейм - франц. реакц. социолог, мальтузианец, расист, апологет империализма"), которые ярко отражают состояние "марксизма-ленинизма" того времени. Основной вывод, который следует из их работ, заключается в том, что общественное сознание - не надстройка над базисом (экономикой), а мир, развивающийся по своим законам. Разумеется, общество так или иначе приспосабливается к изменению внешних условий. Однако при этом в общественном сознании живёт прошлое (и далёкое в том числе), но в преобразованной (и постоянно преобразующейся) форме. В СССР работы специалистов по общественному сознанию благодаря идеологам КПСС практически не публиковались и не изучались. Другими словами, в этой области осуществлялось одностороннее разоружение. Прежде всего кратко остановимся на самом феномене общественного сознания.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100