«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 61% |
Существовавший до середины XX в. многополюсный мир был весьма устойчив благодаря многообразию этносов, национальных культур, обычаев и традиций и играл ту же роль, что и многообразие видов в биосфере. За последние полвека относительная стабильность сохранялась за счет паритета между двумя сверхдержавами в двухполюсной системе. После крушения СССР происходит трансформация всей системы сложившихся в мире отношений. Можно выделить два возможных сценария дальнейшего развития. Первый связан с переходом к устойчивому многополюсному миру, второй - с созданием общепланетарного сверхгосударства.
Рассмотрим первый сценарий. Общая структура антропосферы была подробно рассмотрена в разделе 3. В отличие от прошлого в наше время основными элементами структуры устойчивого многополюсного мира становятся уже не этносы, а суперэтносы (цивилизации). Впервые цивилизационный подход в исследовании исторического процесса был сформулирован английским историком, дипломатом, социологом и философом А.Д. Тойнби (1889-1975) и развит профессором Итонского университета С.П. Хантингтоном, одним из видных разработчиков стратегии американской национальной безопасности /1-3/.
Как уже отмечалось в разделе 3, суперэтносы - это географо-социальные образования, занимающие территории крупных регионов, где может располагаться целый ряд государств. В их основе лежат цивилизации, образующиеся в результате группирования людей по культурному принципу, которые отличаются такими объективными и субъективными показателями, как язык, история, религия, обычаи, традиции, общественные институты. Эти показатели культурно-исторической общности, отличающиеся большой устойчивостью, связаны с глубинными слоями сознания и определяют идентификацию человека, его принадлежность к конкретной цивилизации. С течением времени государства, входящие в ту или иную цивилизацию, будут вступать во все более тесные отношения. Как отмечает Хантингтон, со временем национальные государства исчезнут и каждая цивилизация превратится в единую политическую сущность. В дальнейшем мир будет формироваться в большой степени взаимодействием семи или восьми основных цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индийской, православной, латиноамериканской, возможно и африканской.
В процессе формирования структуры мира как набора цивилизаций проявляется также экономический фактор. Сейчас, когда существует более 150 государств, экономика которых сильно зависит от внешних факторов, возникает необходимость в различных формах регионального объединения, что и происходит в настоящий момент: создаются региональные экономические организации (Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и др.). Одновременно нарастают тенденции консолидации цивилизаций с осознанием ими своего единства, общности своих интересов. В целом, цивилизационная структура мира соответствует современному уровню производительных сил и обладает относительной устойчивостью многополюсного общества.
Попытки игнорирования цивилизационной структуры неизбежно ведут к конфликтам. В статье /3/, где представлен анализ взаимоотношений различных цивилизаций, на первый план выдвигаются отношения между Западом и остальным миром. Излагая историю вооруженных конфликтов между Западом и Исламом, авторы пишут:
"Они могут стать значительно опаснее. Война в заливе привела к тому, что некоторые арабы испытывают гордость за Саддама Хусейна, который атаковал Израиль и противостоял Западу. Многие арабы испытывают также чувства оскорбления и унижения из-за военного присутствия Запада в Персидском заливе, подавляющего военного превосходства Запада и их очевидной неспособности самим решать свою судьбу. В арабском мире западная демократия усиливает антизападные политические силы. Это, может быть, преходящий феномен, но в реальности он усложняет отношения между исламскими странами и Западом.
Эти отношения осложняются также демографической ситуацией. Очевидный прирост населения в арабских странах, особенно в Северной Африке, привел к возрастающей миграции в Западную Европу. Движение в Западной Европе за уменьшение въезда в страну обострило политическую чувствительность в отношении такого развития событий. В Италии, Франции и Германии расизм быстро растет, политическая реакция и жестокость в отношении арабов и турок стали более интенсивными и более широко распространенными с 1990 г.".
Говоря об объективных интересах Запада, авторы статьи /3/ приводят мнение Хантингтона:
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|