«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 41% |
В информационном воздействии на людей используются особенности психики человека /5, 6, 8-11/. Чтобы оно было эффективным и широкомасштабным, необходимо воздействовать на слой людей, определяющих общественное мнение. Организовать манипулирование людьми. В центре информационно-психологического воздействия в СССР оказалась интеллигенция, причем это воздействие оказалось весьма эффективным. В информационном обществе интеллигенция становится массовой и ее роль непрерывно растет. Согласно определению, содержащемуся, например, в энциклопедическом словаре /12/, интеллигенция - это слой людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Рассмотрим конкретные особенности этого слоя.
1. В отличие от индустриального производства, где действуют большие коллективы людей, умственный труд индивидуален по своей природе. Для интеллигенции свойственен определенный индивидуализм, атомизация людей. На это накладывается общий процесс второй половины века распад взаимосвязей населения крупных городов.
2. Цель умственной работы, особенно для творческой интеллигенции - создание нового. Новое обычно противостоит устоявшемуся, общепринятому. Это закладывает основу для разрыва с традициями.
3. Выделенность узкой области умственного труда над деятельностью других людей ощущается как принадлежность к элите, возвышающейся над толпой. В крайнем случае, это неадекватность, завышенность самооценки. Так, обладая весьма узкой областью знаний, не зная проблем управления, определенный слой людей считал себя государственными деятелями (характерный "лозунг" недавнего прошлого: "КПСС, дай порулить!").
4. С атомизацией и отрывом от традиций тесно связана и неустойчивость общественного сознания, ориентации интеллигенции. Здесь ярко проявляется мода на те или иные воззрения, создание кумиров и следование их указаниям. Даже в науке, когда возникает то или иное модное направление, резко возрастает число соответствующих публикаций и ситуация напоминает несущееся стадо слонов, сметающих все на своем пути.
5. Абстрактное мышление людей осуществляется через символы, с помощью которых человек опосредованно анализирует внешний мир. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека (связанная с объемом занятий умственным трудом).
В информационном обществе появился новый мощный способ влияния на людей. Человек живет не только во внешнем материальном мире, но и в глобальном информационном поле. Поэтому не только "бытие определяет сознание", но также и внешнее воздействие на процессы мышления с помощью СМИ. В современных условиях интеллигенция, мыслящая обобщенными сложными символами, является, как это ни парадоксально на первый взгляд, наиболее внушаемой частью общества. В результате она может идти против своих же интересов, не осознавая, что стала объектом манипуляции.
Функционирование общества определяется целой сетью взаимосвязей, во многом определяющих поведение отдельных личностей. Различные внешние воздействия в значительной мере демпфируются этой сетью. Поэтому для достижения победы в психологической войне нужно коренным образом преобразовать существующую систему взаимосвязей. В первую очередь речь идет о горизонтальных связях, определяемых традициями и менталитетом страны. Традиции и менталитет - это основа государственных и общественных структур, а также общественного сознания. Именно они определяют устойчивость, поэтому одной из определяющих задач информационно-психологической войны является их разрушение.
В прошлом, до второй половины XX в., органической особенностью русского менталитета было понятие справедливости. Корни его содержались в православии. Оно проявлялось, например, у народников, шедших на самопожертвование во имя справедливости. За социальную справедливость сражались массы людей в Революцию и Гражданскую войну.
Для западного менталитета характерны идеалы потребления. В результате научно-технической революции во второй половине века произошло быстрое расширение производства продовольствия и предметов потребления, особенно в развитых странах. Это осуществлялось не за счет усиления эксплуатации людей, а за счет новых технологий. В пятидесятые-шестидесятые годы постепенно устанавливался паритет СССР и США в области обороны, сближались научно-технологический и производственный потенциалы.
В эти же годы в СССР начинается постепенное изменение ориентации от идеи справедливости (и патриотизма) к идее потребления. Каждый, кто посещал страны Запада, видел разнообразие в потребительских товарах, их приспособленность к конкретным нуждам. Ориентация на идею потребления вела, в конечном счете, к признанию превосходства Запада, признанию неполноценности своей страны. Но длительное время это оставалось за кадром. В полной мере это проявилось в 80-90-е годы.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|