«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 70% |
Сходство между событиями в СССР в конце 80-х, начале 90-х годов этого века и Смутным временем в России на грани XVI - XVII веков выглядит поистине поразительным. Если попытаться описать их в общих чертах, то сразу и не разобрать, о каком времени идет речь: 400 лет назад события развернулись после периода жесткой централизации. Противоречия во всех слоях общества достигли крайней остроты. В результате борьбы окраин против центра произошло его резкое ослабление страна по-существу распалась. Многие местности и города управлялись самостоятельно. Сильно выросли анархия и преступность.. "Иноверцы и иноземцы стали держать себя как господа, а русские в Москве и во всей стране стали ощущать себя людьми второго сорта"/3/. Решающую роль в начальный период сыграли высшие слои общества. Различие между двумя эпохами начинается, когда рассматриваются конкретные детали.
Боярство способствовавшее укреплению русского государства при Дмитрии Донском и Иване III, постепенно утрачивает свои патриотические позиции. Оно ставит во главу угла личную выгоду и ориентируется на Запад, Крупнейший знаток Смутного времени С.Ф. Платонов писал /3/: "Думая об устройстве в Москве школ на иноземный лад, Борис (Годунов) до осуществления этого, посылал для науки русскую молодёжь в иноземные страны (любопытно что никто из посланных не пожелал потом вернуться домой)".
Для верхушки общества, образовавшейся в результате эволюции КПСС, идеалом стали личная выгода, возможности открываемые на Западе. В 1601 - 1603 гг. во время неурожая и голода происходила безудержная спекуляция хлебом, а в наше время большое количество товаров, включая некоторые продукты питания, по существу за бесценок вывозится за границу. Еще одной чертой правящей элиты является беспринципность. Бывшие руководители КПСС, ее. ведущие идеологи отреклись от всего того, что они проповедывали, к чему призывали других, многие из них выступают с позиций воинствующего антикоммунизма. В дни ГКЧП некоторые были готовы вновь развернуться на 180о. Аналогичная ситуация была в прошлом. Говоря о двух лагерях: Вора (Лжедмитрия II ), расположившегося в Тушино, и Шуйского в Москве С. Ф. Платонов отмечал:
"Многие из служилых и торговых людей переехали в Тушино, одни - по ненависти к Шуйскому, другие - за почестями и наживой. Были и такие искатели приключений, которые не раз перебегали в Тушино, а потом возвращались обратно в Москву. При каждом своем переезде они обыкновенно выпрашивали себе у того царя, к которому они приехали, чины и звания за "приезд" за то что познали "истинного государя" и явились к нему служить. Таких негодяев москвичи едко называли "перелетами".
Можно провести и далеко идущую параллель между двумя деятелями, стоявшими в центре событий прошлого и настоящего Смутного времени: Василием Ивановичем Шуйским и Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Оба показали себя выдающимися тактиками в борьбе в высшем слое иерархии, способными быстро перестраиваться, менять свои взгляды. Князь В.И. Шуйский, производивший при Годунове следствие о смерти царевича Дмитрия в Угличе и давший соответствующее заключение, при приближении войск самозванца стал говорить, что Дмитрий жив и сам идет к Москве. Когда же москвичи возмутились против Годуновых и убили 16-летнего царя Федора Борисовича Годунова с матерью, В.И. Шуйский, стремясь получить власть, стал называть самозванца, подходившего к Москве, обманщиком. Но вот Лжедмитрий провозглашен царем и публично покаявшийся Шуйский помилован, и вновь начинает действовать с целью завоевания власти. В наши дни М.С. Горбачев, возглавлявший КПСС, руководивший ею, отрекается от партии и приостанавливает ее деятельность. Оба лидера обладали способностью использовать любые благоприятные шансы. В.И. Шуйский был избран на царство узким кругом поддерживавших его бояр и криком толпы, а Горбачев прошел в Верховный Совет по списку ЦК КПСС, которым он руководил. После отстранения обоих от власти (Шуйского при свержении постригли в монахи) развал страны достигает апогея. Само же отстранение в обоих случаях происходит после решающего подрыва сил защиты страны. В прошлом это - скоропостижная кончина талантливейшего полководца того времени Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (племянника В.И.Шуйского), а в настоящем - дело ГКЧП. И в том и в другом случае часть современников полагали участие Шуйских в отравлении Скопина, а М.С. Горбачева в разработке ГКЧП. Практически совпадал и возраст, в котором они были отстранены от власти.
Интересно, что у обоих деятелей во главу угла ставятся "права человека". Осудив тоталитарный режим Ивана Грозного и Бориса Годунова, Василий Шуйский поцеловал крест на том, что он никого не будет казнить, "не осудя истинным судом со бояры своими", ни на кого не будет налагать опалы безвинно и не будет слушать бездоказательных доносов" /3/. Но как отмечал Платонов, клятва Шуйского осталась только на словах, потому что он был очень самовластен и мстителен. Также и в настоящем вряд ли имеют смысл слова о правах человека для армянских или азербайджанских беженцев, для русскоязычного населения в Латвии, для подавляющего большинства народа, подошедшего к грани нищеты.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|