«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 31% |
Послевоенное советское общество в целом характеризовалось коллективизмом, единством. Оно было свободно от классовых и национальных противоречий. Существовало фронтовое братство: русские и украинцы, армяне и азербайджанцы, осетины и татары, казахи и евреи - все вместе сражались за свою многонациональную Родину - СССР. Не было заметных ступеней в иерархической структуре и большого разрыва в зарплате. Права рабочих и служащих отстаивались партийными комитетами. Молодежь имела возможность получать высшее образование практически при любых исходных материальных условиях и выбирать свой жизненный путь. Все это способствовало сплоченности советского общества /41/:
"Трудности, горе и счастье, поражения и победы - были общими, - или по крайней мере подавляющим большинством рассматривались как общие. Для людей конца ХХ века для нынешнего поколения, не знавшего вообще социализма, а отождествляющего эту систему в основном с брежневским временем, разумеется не только непонятно, но и никак не может быть понято то состояние умов нашего народа, какое существовало в 30-40-х годах. "Грудью готовы защищать Советский Союз!" - вот какие чувства преобладали в необразованных массах, и в партийных, гораздо более образованных в то время в политическом отношении кругах".
В сохранении и укреплении единства советского общества наряду с принципом социальной справедливости решающую роль играла опора на традиции, менталитет страны, уважение к своим предкам, прошлому своей Родины. Именно соединение этих принципов и позволило одержать идеологическую и, в конечном счете, военную победу в 1941-1945 гг. Значительный вклад в стабильность общества давала вера, без которой невозможно устойчивое объединение людей. Вера в социализм носила в определенной степени религиозный характер. Она включала борьбу с ересями (уклонами) и выбор единственно правильного пути. Этот путь ассоциировался с именем Сталина. Как отмечалось в то время /41/:
"...Подспудное убеждение в "мудром сталинском руководстве" присутствовало у всех, т.н. советских людей, независимо от уровня их образования, социального положение и общественного статуса, а отсюда и проистекало уважение к Сталину и молчаливое согласие с самыми нелепыми проявлениями культа, на который в то же время серьезно не обращали внимания, считая это просто каким-то принятым незаметно "новым обрядом".
Понятие "Сталин" означало уже нечто несоизмеримо большее, чем личность человека. Сталин стал символом эпохи. Объединение людей в СССР в определенной степени поддерживалось верой в Сталина. Концепция преемственности прошлого и опора на традиции предков символически объединялись с верой в одной фразе, с которой шли в атаку: "За Родину, за Сталина!"
Вместе с тем, в обществе того времени в некоторой степени сохранились еще старые линии водораздела: "красные" - "белые", верующие - неверующие. Но уже многое было сделано на пути к их стиранию. Восстанавливались традиции Русской Армии, гордость за боевые победы русского оружия. В этом смысле Сталин стал наследником и белой гвардии. Он реализовал ее чаяния, поднял Россию на второе место в мире. И один из лидеров "белых" Антон Иванович Деникин, будучи белоэмигрантом, во время Отечественной войны выступил в поддержку СССР. Противостояние изжило себя.
В конце 30-х годов и в военное время, когда происходило восстановление традиций, утраченных в революцию, началось сотрудничество с православной церковью. Православная церковь занимала в войну четко выраженную патриотическую позицию. Противостояние с религией изжило себя. Религия в новых условиях могла служить сплочению людей разных убеждений на базе единства исторической судьбы. Характерна правка И.В. Сталина своей автобиографии, приведенная в /42/. В самом начале книги он заменил слова "окончил семинарию" на "окончил православную семинарию". Он лично помогал сельскому священнику - отцу маршала Василевского /43/. Сталин начал сотрудничать с иерархами церкви, которая устанавливала международные контакты. Шло сглаживание противоречий.
Наряду со старыми на горизонте появляется новая возможная линия водораздела, которая была связана с ростом консолидации евреев во всем мире, приведшей в 1948 г. к образованию государства Израиль. Тогда еврейское население осознавало, что именно СССР (и его руководитель И.В. Сталин) спасли его от тотального уничтожения на всей планете. И большой процент евреев в США и во всем мире стремились к активному сотрудничеству с СССР. Но начали набирать силу и националистические тенденции. Возник вопрос - куда и с кем пойдут евреи, представляющую собой весьма активную массу людей в большинстве стран мира.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|