«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 71% |
Грузинскому президенту М. Саакашвили удалось сломить сепаратизм в Аджарии и восстановить в Батуми власть центрального правительства, потому что у Аджарии нет общей границы с Россией, но все попытки повторить этот сценарий в Абхазии и Южной Осетии терпят пока провал, что только увеличивает конфликтный накал в отношениях между Грузией и Россией. Грузинское правительство все усилия на международной арене направляет на то, чтобы добиться замены российского миротворческого контингента в Абхазии и Южной Осетии на международные силы, полагая, что таким образом удастся "кнутом или пряником" заставить мятежные автономии вернуться под власть Тбилиси. Но этот вариант сопряжен с опасностью серьезной гуманитарной катастрофы из-за накопившегося груза национальной непримиримости.
Решение США и западных держав добиться полной государственной независимости от Сербии для Косова может оказаться прецедентом для решения вопроса и о других непризнанных государствах мира, в том числе и находящихся на территории Грузии.
Российские войска, ранее дислоцированные в Грузии, после длительной и крикливой кампании, инсценированной М. Саакашвили, с требованием их скорейшего вывода, покинули грузинскую территорию и частично перебазировались в Армению, оставшуюся последним надежным партнером России в Закавказье, а частично вернулись на родину. Чем дольше тянется период конфликтности и неприязни между Грузией и Россией, тем хуже для народов обеих стран. Закрепляются стереотипы непримиримости, новые поколения впитывают в себя желчь противоречий. В нынешней Грузии даже те политические силы, которые настроены оппозиционно по отношению к М. Саакашвили, не выступают за нормализацию отношений с Россией.
Отношения с Азербайджаном носят натянутый, но внешне бесконфликтный характер. Россия не сможет забыть, что в годы двух чеченских войн эта республика использовалась сепаратистскими боевиками для отдыха, лечения, связей с арабскими странами. За последние годы Баку стал опорным пунктом для политики США в Каспийском регионе. Там берет начало стратегический нефтепровод Баку - Джейхан, который построен, чтобы обеспечить выход нефти из этого региона на Запад, минуя российские проводные системы. Одно время активно муссировались слухи о возможности размещения на Апшеронском полуострове военно-воздушной базы США. Они основаны на том, что США сразу после 1991 г. объявили Каспийскую впадину зоной своих жизненных интересов, а по оценкам западных экспертов запасы нефти и газа в прикаспийском регионе уступают только зоне Персидского залива.
Поскольку Россия выбрала Армению в качестве своего опорного пункта в Закавказье, то одно это определяет антироссийскую позицию Азербайджана. Постепенно из наиболее недружественных по отношению к России постсоветских государств стал даже формироваться своеобразный блок, названный ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Пока его контуры недостаточно четко определены, но он чем-то напоминает ушедшую в историю Малую Антанту ("сердечное согласие"), которая в 20 -30 е годы XX века была призвана сыграть роль "санитарного кордона", отделявшего Советскую Россию от Западной Европы. Любые антироссийские инициативы неизменно получают поддержку с Запада, что и происходит с блоком ГУАМ.
В Средней Азии общей тенденцией в политике новых государств является четко обозначившееся стремление уйти от односторонней ориентации на Россию, найти новых партнеров в лице Запада, Китая и Ирана. Особенно это заметно на примере Казахстана. Нурсултан Назарбаев - пожизненный президент Казахстана - перенес столицу страны из Алма-Аты в город Астану (бывший Целиноград), чтобы сконцентрировать административный аппарат, силовые структуры в тех местах, где раньше было почти монолитное русское население (оно составляет 30% всего населения Казахстана). Выдавливание всего русского из общественно-политической жизни страны идет последовательно и неуклонно. Русские практически устранены из управленческих структур, их представительство в законодательных органах сведено к минимуму, все государственное делопроизводство к 2010 году будет переведено на казахский язык.
Российский капитал в Казахстане занимает всего лишь пятое место, после США, Южной Кореи, Великобритании и даже Нидерландов. Если раньше (до 2004 г.) Казахстан отправлял на Запад 32 млн тонн нефти (из общего объема добычи более 50 млн тонн) через российские нефтепроводы, то сейчас построен и открыт прямой нефтепровод Казахстан - Китай пропускной способностью в 20 млн тонн в год. Казахстан участвует в финансировании нефтепроводного проекта Баку - Джейхан, чтобы иметь альтернативный путь для вывоза своей нефти на Запад.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||