«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%


         Глава РАО "РЖД" Владимир Якунин на докладе у Президента страны в 2007 г. рассказывал о том, что к 2030 году планируется построить железную дорогу до Берингова пролива (до Уэллена), проложить в целом 20 тыс. км. стратегических, социально значимых и грузообра-зующих железных дорог, обновить целиком подвижной состав и т.д. и т.п. Кроме как маниловщиной назвать такой "доклад" язык не поворачивается, потому что у всех на памяти тяжелейший опыт строительства и эксплуатации БАМа. Байкало-Амурскую магистраль строил в свое время еще могучий Советский Союз, располагавший огромным потенциалом мобилизации технических и людских ресурсов.
         Когда подобные эпизоды сваливаются на голову чаще, чем хотелось бы, возникал все время вопрос, насколько профессионально компетентны те люди, в руках у которых оказались рычаги управления государством, особенно его финансами. Денежная система государства, его золотовалютные запасы - это основа благополучия страны. Их состояние и динамика - главная забота власти в демократическом государстве. Институт парламентаризма возник в мире в первую очередь из-за необходимости установить контроль общества над сбором и расходованием государственных средств. В 1215 г. английские дворяне предъявили тогдашнему королю Иоанну Безземельному ультиматум, в котором потребовали сократить до определенного уровня налоги и умерить до определенного уровня свои расходы.
         Этот исторический документ, получивший название "Великая хартия вольностей", стал родоначальником английского парламента, который в свою очередь стал праотцом всех парламентов мира. Контроль парламентов за полной прозрачностью государственных расходов и доходов есть основной критерий демократичности государства. В России сфера государственных финансов является одной из самых закрытых. Государственная дума не может менять дефицит или профицит бюджета. Старожилы Думы мрачно шутят, что "бюджет вносят в Думу и выносят" без существенных изменений. Каждый раз обсуждение бюджета превращалось в острую полемику между фракциями оппозиционных партий с одной стороны и правительством с другой.
         Схватка напоминала борьбу двух противников, один из которых бил подушкой, а другой (правительство) утюгом. Никакие аргументы, доводы, предложения не действовали на правительство. Помню, что при утверждении проекта бюджета на 2006 г. в зале было роздано заключение Счетной палаты по этому проекту, в котором было черным по белому написано: "сложившаяся модель российской экономики исчерпала имеющиеся возможности как по обеспечению экономического подъема, так и по сдерживанию инфляции" и далее: "Отсутствие государственной стратегии социально-экономического развития на перспективу не позволит в условиях вступления в ближайшие годы России в ВТО в необходимой мере повлиять на повышение конкурентоспособности российской экономики и обеспечить усиление роли России в международном разделении труда". Прямо с думской трибуны Сергей Степашин сказал: "Мы бы очень аккуратно говорили о том, что данный бюджет является бюджетом экономического развития". Налицо было полное расхождение оценок между правительством и Счетной палатой, но правительство отнеслось ко всем критическим высказываниям безразлично. Ему было все это как слону дробина. Один ответ: мы, дескать, профессионалы, мы знаем, что и как делать.
         Однажды автору довелось лично убедиться в их "мастерстве". 18 мая 2007 года на заседании одной из специализированных комиссий Государственной думы, где рассматривался проект бюджета на три года вперед, один из депутатов вдруг спросил: "Почему в проекте не предусмотрены средства на создание и последующую деятельность Следственного комитета Генеральной Прокуратуры РФ, ведь речь идет о десятках миллиардов рублей?". В зале повисла гробовая тишина. Представитель прокуратуры таращил глаза и не мог ответить, почему так случилось. Представитель Министерства финансов открутился, сказав: "Дело в том, что в законе о создании Следственного комитета было сказано, что для претворения его в жизнь не понадобится дополнительных бюджетных средств". Президент РФ тоже подписал закон, не обеспеченный финансированием, по вине своих помощников из администрации. Немая сцена длилась несколько минут, пока кто-то из правительства не бросил: "Хорошо, мы решим этот вопрос в рабочем порядке".
         В Государственной думе десятки раз возникал вопрос, почему Россия хранит свой большой золотовалютный запас в иностранных ценных бумагах. Депутаты от оппозиции обращали внимание правительства на то, что любые иностранные ценные бумаги являются инструментами международного фондового рынка, подверженного всяким колебаниям и рискам. Крах этого рынка лишит Россию ее золотовалютного запаса. Более того, все эти бумаги котируются в долларовом исчислении, а американская валюта имеет четкую тенденцию к падению своего курса. Вместо дохода мы терпим убыток. Но и этого мало: сама акция по размещению нашего валютного запаса в чужих бумагах является очень коррупциогенной, от величины "отката" может зависеть выбор конкретного эмитента иностранных ценных бумаг. Минфин просто отмахивается от этих вопросов, как от назойливой мухи.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100