«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 42%

Управленческие беды


         В период президентства Б. Ельцина российская государственная административная система сильно деградировала. Реальной властью в стране была кучка олигархов, которую называли "семибоярщиной", "банкбюро" и т.д. Свои планы и намерения члены этой кучки осуществляли напрямую через администрацию Президента РФ, которая в значительной части состояла у них на содержании. Министерства и ведомства своими постановлениями и распоряжениями только оформляли указания, получаемые из администрации президента. По существу это было время административного произвола, в обстановке которого и стали возможными "дикая приватизация", а в 1998 г. разрушительный финансовый кризис (дефолт). Встал вопрос о проведении административной реформы, которая бы изменила порядок управления страной.
         Как только В. Путин стал премьер-министром РФ осенью 1999 года, он поручил начать работу по подготовке административной реформы Центру стратегических разработок, известному также под названием Центр Г. Грефа, который также выполнял роль предвыборного штаба В. Путина во время его первой президентской компании. С чего и как начинать эту работу, никому не было ясно, ни заказчикам, ни исполнителям. В те времена было заведено сразу же искать примеры для подражания на Западе, где как раз осуществлялась так называемая "антибюрократическая революция". Смысл ее заключался в ослаблении политической силы бюрократии, ограничение значимости традиционной административной "лестницы чинов", в сокращении роли министерств. Зачинщиками этих новшеств были Великобритания, Новая Зеландия и Австралия, которые хотели таким образом приблизить чиновников к нуждам простых граждан, сделать их работу прозрачной, а все правительство преобразовать из "начальника" в "слугу народа". В Великобритании эти реформы начались в 1982 г. и к концу 90-х годов система традиционного министерского управления оказалась преобразованной в сеть управляющих министерских центров, с которыми стали на контрактной основе взаимодействовать 140 новообразованных и подотчетных парламенту агентств, где оказались занятыми 3/4 всех английских государственных служащих. Эти агентства не командовали гражданами и бизнесом, а оказывали ему услуги.
         У них эта система заработала, потому что базировалась па прочном и настоящем демократическом фундаменте. Наши умельцы из Центра стратегических разработок решили пересадить ее на российскую почву, не понимая, что она не соответствует ни историческим, ни социально-экономическим условиям нашей страны. Они забыли поговорку: "что немцу (или англичанину) хорошо, то русскому - смерть" и наоборот. Начался длительный административно-реформаторский марафон, который продолжался все 8 лет администрации В. Путина. Осенью 2007 года на слушаниях в Государственной думе новый премьер-министр В.Зубков признал, что реформа оказалась дорогостоящей и неэффективной. Чуть раньше первый вице-премьер Д. Медведев также скептически отозвался о реформе, которая "вышла боком". Но все эти признания делаются как бы полушепотом, в полутьме, чтобы не травмировать широкую публику констатацией провала.
         За прошедшие восемь лет кто только не занимался административной реформой. Когда она вышла из лаборатории Центра стратегических исследований, практическое наполнение идеи было поручено тогдашнему премьер-министру М. Касьянову, который в свою очередь перепоручил ее своему заместителю Борису Алешину. До самой отставки М. Касьянова вся работа напоминала "бег на месте общепримиряющий". Президент В. Путин пользовался прежним управленческим механизмом. Он требовал сдвигов в решении порученной задачи, но сам не мог предложить какой-то идеи. В конце концов этот вопрос было поручено "довести до ума" Дмитрию Козаку, который был переведен с поста заместителя руководителя администрации президента на должность руководителя аппарата правительства в ранге министра. Работа закипела, а тут еще подоспела и смена кабинета, который возглавил М. Фрадков в 2004 г.
         Последовала длительная полоса пустопорожних рассуждений о необходимости ликвидации так называемых избыточных функций федеральных органов исполнительной власти. Много говорили, например, о необходимости упростить такую мучительную и унизительную процедуру, как ежегодный техосмотр автотранспорта в ГИБДД МВД РФ, превращающуюся в коррупционную вакханалию. Но МВД намертво вцепилось в эту доходную работу и в конце концов удержало эту дойную корову в своем стойле. По их стопам пошли и другие чиновники, не желавшие поступаться никакими своими командными полномочиями. В сухом остатке вся работа Д. Козака свелась к предложению разделить все Министерства на три независимых структуры. Первая, сохранившая прежнее название "Министерство", имела теперь своей обязанностью только выработку норм, которые регулировали работу отрасли. Вторая структура, именуемая "Служба", осуществляла кон-трольно-надзирательные функции за выполнением тех самых норм, которые разрабатывало "Министерство". Третья структура под названием "Агентство" должно было сконцентрировать свои усилия на оказании услуг населению и бизнесу. Это механический плагиат с некоторых административных реформ англоговорящих стран.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100