«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 28% |
Одна из таких "точек" - неэквивалентность в товарообмене сельского хозяйства с другими секторами экономики. Ее можно наглядно проиллюстрировать только на одном примере: за период с 1990 по 2004 год цена на зерно выросла в 9 раз, а на дизельное топливо в 116 (!) раз. Чтобы купить 1 тонну солярки в 1990 г. земледельцам надо было продать полтонны пшеницы, в 1999 году уже надо было 2 с лишним тонны, а в 2004 г. более 4 тонн пшеницы. Эти жуткие "ножницы" цен смертельны для сельского хозяйства, поскольку охватывают все виды товаров, потребляемых селом - от техники до стройматериалов. Во всех странах мира присутствует подобный феномен, но он решается государством, выступающим в роли регулятора. Там, где исключительно высока прибыльность, там повышаются налоги, а где надо поддержать стратегически важное производство и занятое в нем население, там снижаются налоговые нагрузки и применяются различные системы субсидирования и помощи. (Дикий рынок, на который делал в свое время ставку Е. Гайдар, способен разнести в щепы экономическую и социальную стабильность государства, а, следовательно, его безопасность.) Кое-что в этом направлении уже делается.
С 2004 года введен для сельхозпроизводителей единый сельхозналог вместо четырех предыдущих (на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и единый социальный налог), что привело к снижению налоговой нагрузки. Указом президента списаны штрафы и пени на общую сумму 28 млрд рублей. Государство берет на себя уплату части процентов по кредитам, полученным для поведения полевых работ. Но этого все-таки мало. Все равно, владелец одной бензоколонки ловит кайф от жизни, а руководитель сельскохозяйственного предприятия сохнет от забот об урожае и судьбе сельчан.
Сельскому хозяйству нужна прямая государственная поддержка. В Канаде, например, фермеры приобретают дизельное топливо по цене на 40% ниже, чем остальные участники рынка, за счет специальных государственных программ. Это топливо специально маркируется (подкрашивается). В Германии сельскохозяйственный производитель имеет право получить в конце сезона компенсацию за потребленное топливо в размере 0,25 евро за литр (но не более чем за 10 тыс. литров), во Франции также дается скидка до 30% от рыночной цены за топливо. Не стану перечислять. Только в России нефтебароны чувствуют себя абсолютно не связанными с остальным экономическим организмом страны, а государство, похоже, бессильно накинуть на них уздечку.
Сейчас даже неприлично напоминать, что сельское хозяйство в подавляющем большинстве стран получает крупную помощь от государства. Возьмите такую страну, как Исландия, казалось бы зачем ей вообще держать аграрный сектор, а она тем не менее тратит на поддеРжкУ своего сельского хозяйства по 644 доллара в год на душу населения. Япония содержит на 65% свое сельское хозяйство, затрачивая по 566 долларов на каждого японца. Никто не ставит вопрос о свертывании или закрытии собственного АПК.
В 1994 г., когда Россия подала заявку на вступление в ВТО, она предложила установить уровень господдержки своего сельского хозяйства в размере 84 млрд. долларов. Под давлением стран-членов этой торговой организации нам пришлось дважды корректировать уровень государственной поддержки. Сначала мы понизили наш запрос до 36 млрд. а затем и до 16 млрд. Прошло немного времени, и мы еще раз усекли свои амбиции до 9 млрд долларов как переговорную позицию. На самом деле реальная государственная поддержка нашего сельского хозяйства не превышает 1 млрд долларов в год. При всем видимом богатстве российского государства, оно не просто скупо, а как бы из глазной пипетки выдавливает жалкие капельки помощи своим крестьянам.
Набили оскомину слова об износе сельхозтехники, ее нехватке, плохом качестве и т.д. А выход из этого тупика все же просматривается. В 2001 году была создана государственная лизинговая компания "Росагро-лизинг", которая за два последующих года поставила селу 16 тыс. единиц техники. Пока не удается удовлетворить весь спрос. Но в планах фигурирует увеличение уставного капитала этой компании до 40 млрд. рублей к 2008 г. и тогда она начнет устойчиво работать без бюджетных вливаний, на возвратных лизинговых платежах. Если заработает эта цепная реакция - задышит полной грудью село.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||