«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 66% |
- Вот с этой липой связана очень интересная история, - начал свой рассказ Гусев. Мы стояли, выбирая между двумя реальными перспективами: задохнуться от недостатка кислорода в дыму костра или скончаться от потери крови на чистом воздухе - комары остервенели. - Ведь лип здесь было четыре, и стояли они в ряд. Сохранилась лишь вот эта, росла она в палисаднике. Дело-то ведь как было...
Стоял здесь дом - окнами на дорогу, ну а за домом, как всегда, огород - он, почитай, прямо к осаркам тянулся. Было это или в начале нэпа, или перед самым нэпом. Жил в этом доме мужичок. Жил как все, работал. Потом вдруг перестал на работы ходить. Ну, не ходит - и не ходит: его дело. Крестьяне идут на работу, а он сидит в избе, чай с баранками пьет... Ладно. Время идет, мужик и со всеми не работает, и у себя в огороде ничего не делает - совсем от рук отбился, чем жить думает? Этого мало - посадил у себя в огороде в ряд три липы, а четвертую - в палисаднике. Люди, понимаешь, в поте лица трудятся, на зиму запас делают, а он как барин: в лавку придет - в центре деревни тут раньше лавка была, - баранок, сахару купит - и домой. Да еще, вишь, липы посадил! Стал время от времени и ведра жестяные покупать...
Ну вот, сосед-то его не вытерпел - это ведь издевательство над крестьянином: разве можно так с землей обходиться! - прокрался ночью к нему на огород и три липки срубил, а уж четвертую-то не рискнул - из окон могли увидеть. Утром хозяин видит такое дело - давай разбираться: кто да почему. Ну а сосед не выдержал да и высказал ему все. Да и другие подошли. "Ты, - говорят, - что делаешь?.. Как зиму-то жить думаешь?" Отругали - на чем свет стоит. А ведь деревня-матушка - это тебе не город; это в городе всякий сам по себе, а здесь люди жили сообща...
Взялся мужик за ум, стал работать. А уж потом признался, как все это вышло. Дело, по его словам, было так. Пришли однажды к нему эти самые человечки - а ведь в деревне всякий знал, что они есть, - вот пришли они и говорят: "Несколько уже раз сажали мы здесь четыре липы, да никак не могут они вырасти - то с травой скосят, то скотина повредит; ты, - говорят, - посади вот эти деревца, мы их издалека привезли, да следи за ними, а мы тебе за это деньги дадим". Дали они ему денег и медного купоросу, чтоб за деревцами ухаживать, и объяснили, что у них здесь когда-то погибли четверо, и по обычаю за каждого необходимо посадить на месте гибели дерево - именно липу. А саженцы те они привезли то ли с Брянщины, то ли с Черниговщины - так вроде.
История эта, которую я слышал уже второй раз, была так же "невероятна", как и остальные. Я не брался судить, правда это или нет, но про себя отметил два момента: первый - оба раза Гусев рассказывал хоть и разными словами, но точно об одном и том же, и второй - спил упавшего на землю самого нижнего сука липы, сделанный нами в прошлом году, имел 58 годовых колец. Как сказали мне специалисты, возраст нижнего сука должен быть несколько меньше возраста ствола. Кроме того, сук этот, судя по всему, упал несколько лет тому назад, опершись ветвями на землю и продолжая оставаться связанным с самой липой, так что отдельные его ветви успели высохнуть, но другие еще имели листву в таком состоянии сук вряд ли мог наращивать годовые кольца. В итоге получалось, что липу действительно посадили в двадцатые годы. О возрасте этого сука я не говорил Гусеву ничего, так что он, ссылаясь на нэп, мог бы попасть впросак, если бы фантазировал. Но опять не попал.
Я знал также, что с этой липой была связана и еще одна история. Раньше недалеко от липы стоял дом знаменитого Гепеухи. Тот решил вырыть то ли картофельную яму, то ли подполье, то ли колодец. Стал копать - и нашел золотую монету в 3 рубля чеканки 1889 года. И в том же раскопе, на глубине примерно с метр от верха, видна была как бы ниша в сторону озера. В той нише лежал череп вроде человеческого, но не человеческий: зубы на челюстях расположены в виде буквы "П", черепная коробка узкая. Сам-то Гепеуха признавался потом, что в ГПУ семь лет работал могильщиком, хоронил расстрелянных - за каждое такое захоронение давали ему, да и другим, выпить. А копали-то часто по старым кладбищам, так что на черепа человеческие он насмотрелся. Нет, говорил Гепеуха, тот череп, что он в яме у липы вырыл, не человеческий был..
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||