«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 80%


         Календарно обряд уничтожения кукол падает на два периода: во-первых, на раннюю весну (сожжение Масленицы), а во-вторых, на разгар лета, завершаясь Троицыным днем, днем Ивана Купалы (24 июня) или Петровым днем (29 июня).
         Первая, ранневесенняя группа обрядов ясна по своему смыслу: правы те этнографы, которые расценивают веселое сожжение Масленицы и катание горящих колес с горы в реку как символическое сожжение зимы, как встречу весны в день весеннего равноденствия. Христианский пасхально-великопостный цикл сдвинул древнюю разгульную Масленицу со своего исконного места - 24 марта, в силу чего она утратила свою первоначальную связь с весенней солнечной фазой, но целый ряд этнографических фактов говорит о существовании ранее связи.
         Напомню восточнославянский "праздник пробуждающегося медведя" 24 марта, носящий точно такое же название, как архаичный греческий медвежий праздник: комоедицы - комедия. Белорусы в середине 19 века, не считаясь с тем, что комоедицы могли прийтись на Великий пост, справляли праздник плясками в медвежьих шкурах или вывороченных мехом вверх тулупах. Первобытная архаика дает себя знать в этом обряде в полную силу. Ряженные медведем были обязательными участниками масленичных игр в Чехии и Словакии; в Македонии на Масленицу "звали медведя на ужин".
         Чучело зимы, сжигаемое на Масленицу, носило название этого праздника, а сам праздник получил свое имя от того, что в неделю накануне Великого поста церковь разрешала есть молочную пищу, и в том числе масло.
         Культ Пятницы, не имеющий ничего общего с христианской легендой о св. Параскеве, представлен очень широко и рельефно. Существовало множество пятничных часовен, много икон и идолообразных скульптурных изображений. Исследователи давно угадывали корни культа Пятницы и сопоставляли ее с Макошью. Заменив древнюю языческую богиню св. Пятницею и Богородицею, народ приписал им влияние на плодородие и браки.
         Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны "пятницкие родники". День 28 октября (церковная дата св. Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна. Обработка льна и прядение кудели особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь.
         Годичное распределение двенадцати пятниц по всем 52 неделям года ни разу не привлекло внимания исследователей русского народного календаря, а между тем анализ его может пролить свет на очень важные стороны Пятницы - Макоши. Оберегаемый от церковной цензуры, народный календарь лишь частично соприкасался с церковью, но нередко выдвигал свои празднества и дни молений, в которых мы можем искать следы языческой календарности. С.В. Максимов приводит любопытные данные о розыске этой апокрифической литературы во второй половине 19 века: "Духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины...", но "переписчики тщательно прячут свою литературу... Наши корреспонденты, по крайней мере, сообщают из разных мест, что им лишь с величайшим трудом удалось достать нижеследующий текст поучения Климента о двенадцати пятницах"...
         Если мы допустим существование языческого субстрата под христианскими наслоениями этого апокрифического календаря, то распределение пятниц будет выглядеть так (пятницы предшествуют праздникам): 12-я пятница - Велесов день,
         2-я - языческая Масленица; комоедицы; весеннее равноденствие,
         6-я - Купала; летнее солнцестояние, 7-я - Перунов день, 8-я - конец жатвы,
         11-я - карачун; коляда; Даждьбожий день; зимнее солнцестояние.
         В этом годичном языческом календаре выпали весенние праздники, связанные с пахотой, севом, выгоном скота, первыми всходами (1-я и 3-я пятницы), и летние, связанные с молениями о воде и росте растений (4-я и 5-я пятницы); они смещены со своих исконных мест пасхальным циклом.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100