«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%

Глава 3. Почему вымираем?

Что нам известно о языческой Руси


        Кошмарней лютых чужеземцев
         Прошлись по русскому двору
         Убийцы с душами младенцев
         И страстью к свету и добру.
         И. Губерман


         Здесь, наверное, придется больше ссылаться на наших известных исследователей - столпов, так сказать, отечественной истории. Их мнение весомо и авторитетно. А это самое главное в науке.
         Прежде обратимся к Николаю Ивановичу Костомарову (1817-1885). Как выразился о его труде Ю. Медведев:
         "Пусть патентованные архивариусы лепят из архивной пыли настоящих Грозных, Богданов, Разиных - эти трудолюбивые, но мертвые слепки будут украшать археологические музеи, но нам нужны живые образы, и такие образы дает нам Костомаров. Все, что было драматичного в нашей истории, рассказано с непосредственным мастерством рассказчика, испытывающего глубокое удовольствие от своего собственного рассказа".
         Нам бы хотелось вместо удовольствия получить достоверные сведения, но имеем, что имеем. Костомаров, признанный авторитет в области отечественной истории, и мы обязаны учитывать его мнение:
         "Религия их (славяно-русских племен) состояла в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т.п. и в разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы".
         Вроде просто. Из сильного обожания поклонялись птицам, камням, дубам и т.п.
         "Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов; но у них не было ни храмов, ни жрецов, а потому их религия не могла иметь признаки повсеместности и неизменности".
         Тоже ясно. Никаких особых правил и жрецов. Все просто. Подолбился об березу - на душе легче стало.
         "У них были неясные представления о существовании человека после смерти; замогильный мир представлялся их воображению продолжением настоящей жизни... Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы. Верили они так же в волшебство, т.е. в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волховицам, которых считали обладателями такого знания".
         Вот тут немного подозрительно! Только что Костомаров утверждает, что никаких жрецов нет, а тут какие-то волхвы появились. Будем надеяться, что волхвы не являются жрецами. Иначе Костомаров сильно себе противоречит.
         Приведем несколько высказываний столпов исторической науки, характеризующих их личное отношение к язычеству.
         М.С. Соловьев: "Русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одной из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы".
         С.Ф. Платонов: "Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступить посторонним религиозным влияниям".

* * *

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100