«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 5% |
А причина здесь может быть только одна. И касается она не Владимира, а только летописцев. Им необходимо представить его "озабоченно ищущим", якобы он рассматривает разные религиозные системы. Даже пробует ввести что-то такое - новое. Но вот беда - неудачно. И потом совершенно случайно останавливается на христианстве. А раз случайно, значит, никакой установки на христианство он заранее не получал, все вышло неподдельно естественно:
"На этот раз он отдал предпочтение христианству. В 988 году Русь была крещена по греческому обряду".
А на этот раз те, кто не собирался отказываться от "веры отцов", запросто собираются. А культ степняков волшебным образом стал иметь много общего с греческими христианскими обрядами. Конечно, нельзя не заметить такие противоречия буквально в трех предложениях книжного текста.
Красиво "искания" Владимира описывает Лев Гумилев в своей книге "От Руси до России" (Астрель. Транзиткнига, 2005):
"Сами обстоятельства "выбора веры" Владимиром широко известны и изложены в "Повести временных лет". В соответствии с версией Нестора, князь, желая понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений".
Потом, правда, добавляет:
"Насколько реальны эти подробности, нам не столь важно..."
Далее Гумилев описывает, как Владимир отказал мусульманам и иудеям. Их обычаи сильно не подходили русским язычникам, особенно трезвость и отказ от свинины. При этом Гумилев утверждает, что главным в выборе религии для Владимира был военно-политический аспект. Тут же красочно описывает "находившуюся в фазе пассионарного подъема западноевропейскую суперэтническую целостность", которая представляла реальную политическую и военную силу. Но 30 лет назад, до описываемых событий, на Ватиканском престоле сидел Папа, который... плохо себя вел (пьянствовал и развратничал). Конечно, память об этом терзала "ранимую" душу Владимира, и он отказал католикам, не глядя на суперэтническую целостность и пассионарный подъем.
Гумилев считает, что это звучит очень убедительно, хотя у Владимира стойкая репутация большого охотника до веселых пиров и "женолюбца". Имел много детей от разных матерей. Чтобы завладеть красавицей Рогнедь, не постеснялся зарезать папашу ее, князя полоцкого, а перед этим дочь на глазах у отца изнасиловал. И с греческой монахиней, женой родного брата Ярополка, убитого по приказу Владимира, жил, как "прелюбодей". Еще в летописи имеются такие упоминания: "А наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое сейчас называют Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Но тем не менее "нехороший папа" стал для Владимира непреодолимым препятствием, и историки размахивают им, как боевой мотыгой. К тому же бояре, якобы посланные Владимиром посмотреть ритуалы различных религий, сказали про католиков: "В Риме хотя обряды службы уставные, однако нет того благогласного пения и украшения церковного как у греков". А раз в Риме церковь хуже украсили, чем в Византии, не может теперь Русь по римскому обряду креститься. Вот такие мы - эстеты.
Непонятно, зачем понадобились мусульмане и иудеи со своими обычаями, если главным критерием рассматривался военно-политический аспект? А их отношения со спиртным и свининой известны без всяких дополнительных изысканий. Короче, подошла в религиозные союзники только "сильная" Византия. Нургалиева Э.Б. говорит об этом так:
"Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи киевской Руси с Византией".
Конечно, у Византии сильные связи с Русью. Кому же она до этого целый век дань платила?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||