«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 63%


         Сопротивляемость внушению характеризуется динамизмом. Величина реальной сопротивляемости внушению постоянно колеблется как в сторону понижения, так и в сторону повышения. При своем росте она может привести к такой величине, когда любое внушающее воздействие бесполезно. Так, высокой сопротивляемостью внушению обладает солдат в атаке. В это время что-либо внушать ему не имеет ни малейшего смысла.

Модель внушающего воздействия


         Процесс внушения представляет собой замкнутую систему "субъект-объект", которая включает три взаимосвязанных структурных компонента:
         - операциональный (т.е. воздействие субъекта);
         - процессуальный (т.е. принятие внушающего содержания объектом);
         - результативный (т.е. ответные реакции объекта).
         Операциональный компонент внушающего воздействия. В сложном акте взаимодействия субъекта и объекта внушения обычно выделяют два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе субъект воздействия сначала психологически готовит объект к восприятию последующего содержания внушения, т. е. снижает его сопротивляемость внушению и повышает внушаемость. Для этого он использует приемы релаксации (психофизического расслабления), а также опирается на нечто жизненно значимое для объекта внушения, укоренившееся в его психике. Потом субъект "вводит" в психику объекта и закрепляет в ней нужные ему образцы мышления, психических состояний, поведения.
         Обычно выделяют следующие качества субъекта, которые позволяют снизить сопротивляемость объекта внушению:
         1. Авторитет субъекта. Чем авторитетнее субъект внушения (например, лицо, от имени которого осуществляется внушающее воздействие), тем ниже сопротивляемость объекта. Авторитетный, уверенный в себе субъект, как правило, выступает от своего имени, в то время как менее авторитетный и менее уверенный в себе - от имени других людей. Опыт ведения психологической войны подтверждает это. Например, в 1915 году немцы распространяли воззвание к русским солдатам от имени Николая II, имевшее значительный успех. Вот текст этой листовки:
         "Возникла сия несчастная война против воли моей:
         она вызвана интригами Великого князя Николая Николаевича и его сторонников, желающих устранить меня, дабы ему самому занять престол. Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим вероломным генералам, обращайте оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности дорогой родины!
         Несчастный Ваш царь Николай II"

         2. Демонстрация доброжелательности субъекта к объекту. Критичность восприятия внушающего воздействия значительно снижается, если демонстрируется доброжелательность и уважение его объекта со стороны субъекта. В практике психологической войны этот прием используют очень часто. Так, во время войны в Афганистане было принято решение об использовании в листовках, предназначенных для оппозиционных формирований, обращения "обманутые соотечественники", демонстрирующее уважительное и доброжелательное отношение субъекта к объекту воздействия. Во время войны в Персидском заливе американцы использовали обращение "Мой брат, иракский солдат!"
         3. Демонстрация психологического превосходства субъекта над объектом. В ситуации, когда объект внушающего воздействия выведен из состояния спокойствия (например, противник окружен, силы его на исходе, психическое состояние подавленное или растерянное) субъект должен обращаться к нему (например, с предложением сдаться в плен) твердо, уверенно, спокойно.
         4. Демонстрация веры субъекта в содержание внушения. Установки объекта воздействия легче поддаются изменению, если очевидна уверенность субъекта в том, что он сообщает. Неуверенность же субъекта может быть воспринята как его сомнение в истинности сообщения, что, естественно, передается объекту. Иначе говоря, может происходить заражение объекта от субъекта как "уверенностью", так и "неуверенностью".
         5. Эмоциональная подача содержания внушения. Эмоционально окрашенные и правильно построенные лозунги, призывы, стихи, используемые, например, в печатной и радиопропаганде, оказывают больший эффект.
         Процессуальный компонент внушающего воздействия. Процесс усвоения объектом внушающего воздействия весьма специфичен. В целом он сокращен по сравнению с процессом убеждения: в нем функционируют только восприятие и запоминание, деятельность же мышления "выпадает" или, по крайней мере, ослабляется. Внушая, субъект воздействует готовыми формулировками (выводами, идеями, призывами), а объект усваивает их полностью, частично или не усваивает вообще, но в создании формулировок не участвует. Таким образом, процесс внушения включает непреднамеренное восприятие и запоминание без предварительного осмысления содержания внушения.
         Особенно некритично внушающее воздействие воспринимается тогда, когда в его содержании имеются ссылки на доверительный источник, важный документ, авторитетное лицо и т.д. В этом случае объект внушения, не используя свой интеллектуальный механизм "анализ-синтез", некритично воспринимает ту или иную информацию. Так, в ходе операции "Буря в пустыне" органы психологических операций США в своих пропагандистских материалах использовали ссылки на признанных исламских авторитетов из Египта, Саудовской Аравии и других стран. С помощью умело подобранных высказываний последних был составлен цикл передач о том, что данная война является "несправедливой, не имеющей ничего общего с исламским джихадом" и что отказ иракских военнослужащих от участия в войне есть "богоугодное дело". Такого рода пропаганда оказалась чрезвычайно эффективной, поскольку исламские богословы, известные всему мусульманскому миру, пользовались большим авторитетом среди иракских солдат.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100