«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%

2. Своеобразие использования внушения в практике психологической войны


         Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.
         При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводи, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Основные характеристики внушения


         Специалисты психологической войны исходят из того, что внушению должны быть присущи следующие характеристики:
         1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.
         2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.
         3. Некритическое восприятие информации объектом внушения. Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.
         4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.
         Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:
         а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
         - интеллект и находчивость;
         - воля и уверенность в себе;
         - кругозор и компетентность;
         - доброжелательность к объекту;
         - собственная убежденность в том, что внушается.
         б) содержания внушения, зависящем от:
         - характера внушаемой информации;
         - ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
         в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
         - сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера "доверия-недоверия" к нему;
         - затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект "лишает" субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).
         Тактические принципы использования внушения в психологической войне сводятся к следующему:
         1) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны вызвать специфический интерес конкретных групп военнослужащих и населения противника;
         2) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны нейтрализовать нежелательные идеи и настроения у большинства представителей этих групп;
         3) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые не будут отвергаться до тех пор, пока не достигнута цель психологической операции.
         Характеристика видов внушения. Внушение можно классифицировать по различным основаниям:
         - по способу внушающего воздействия;
         - по средствам воздействия;
         - по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
         - по длительности эффекта воздействия;
         - по содержанию воздействия.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100