«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 51% |
Такое воздействие осуществляется путем передачи в эфир через военные и гражданские радио- и телепередатчики специальных радио- и телепрограмм, а также путем вхождения в сети боевого управления и каналы связи противника через войсковые (корабельные) радиосредства. Данная форма психологической войны позволяет оперативно и эффективно охватывать массовые аудитории в пределах радиуса приема радио- или телевещания конкретной станции.
Радиовещание в интересах психологической войны - это использование широких возможностей многочисленных радиостанций для воздействия на большие аудитории войск и населения противника. Никакое другое средство массовой информации не может сравнится с радио по широте охвата аудитории. Сейчас около 80 стран мира осуществляют радиовещание на заграницу.
В угрожающий период и в боевых условиях роль радио значительно возрастает. Это связано с обеспеченностью радиоприемной аппаратурой не только населения, но и личного состава вооруженных сил на всех театрах боевых действий. Кроме того, радио чрезвычайно широко используется как средство связи и управления в вооруженных силах всех стран мира, а в военно-морском флоте оно фактически является единственным средством связи.
Радиовещание имеет следующие достоинства:
Своеобразие восприятия информации. Речь по радио является одновременно средством эмоционального воздействия (через интонации, смысловые паузы, акцент, порядок расстановки слов, музыку, шумы) и средством интеллектуального воздействия (смысл слов).
Имитация прямого общения с людьми. В радиовещании отправитель информации и ее адресат находятся в состоянии акустического контакта, благодаря чему возникает "эффект соучастия". Он сближает их и способствует лучшему восприятия информации.
Высокая оперативность сообщения информации адресату. Затраты времени на подготовку радиограмм обычно незначительны по сравнению с временем, необходимым на подготовку печатных, изобразительных, телевизионных материалов;
Способность охватывать массовую аудиторию. Радиослушатели при этом относятся к разнообразным по социальному и национальному составу, возрасту, полу, образованию, вероисповеданию категориям людей.
Широкие возможности вешания. Радиовещание и прием можно осуществлять в любое время суток, в любую погоду, в любых условиях, в том числе в условиях интенсивного боя. Оно позволяет вести также и скрытую (замаскированную) пропаганду, ибо слушателю (даже профессиональному радисту) далеко не всегда удается определить истинного автора передачи. А действительное местонахождение радиостанции можно определить только с помощью радиопеленгаторов.
Большой диапазон жанров. Существует множество различных видов и жанров радиопередач, обусловливающих исключительную гибкость радиопропаганды.
Вместе с психологическое воздействие посредством радиовещания имеет также слабые стороны и недостатки в сравнении с другими формами психологической войны, обусловленные:
- необходимостью готовности объекта воздействия слушать передачу противника (между тем, прослушивание вражеских радиопередач в угрожающий период и военное время, как правило, сурово преследуется);
- определенными ограничениями акустического восприятия информации по сравнению с печатной продукцией (оно носит разовый характер, нельзя вернуться к сказанному ранее, невозможно уточнить непонятное слово или фразу);
- ограниченностью радиовещания строго определенной продолжительностью передач;
- необходимостью наличия у слушателя исправной приемной аппаратуры;
- возможностью глушения радиопередач и пеленгования противником радиопередающих станций в целях их подавления;
- появлением в армиях многих стран технических средств, позволяющих автоматически переводить радиоприемные устройства на запасные частоты либо переходить на засекреченные каналы связи.
Радиопропаганда осуществляется через широковещательные радиостанции, через штатные подвижные радиовещательные станции органов психологической войны, а также путем вхождения в радиосети противника.
Воздействие через широковещательные радиостанции. Радиовещание с использованием широковещательных радиостанций имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием очень мощных средневолновых и УКВ-передатчиков.
Объектами широковещательной радиопропаганды являются: население государства-противника и особенно его прифронтовой полосы; боевые подразделения вооруженных сил противника, находящиеся во вторых эшелонах, исходных районах, районах сосредоточения, на отдыхе; части связи; подразделения других родов войск (тыловые, технические, специальные и т.п.).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||