«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 38% |
В большинстве случаев объектом психологического воздействия выступает не один человек, а целые социальные группы людей.
Существуют следующие виды социальных групп:
1) по размеру - группы большие, средние, малые, микрогруппы;
2) по общественному статусу - формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
3) по устойчивости взаимосвязей членов группы друг с другом - реальные (контактные) и условные (формально выделенные по какому-то признаку);
4) по уровню развития - диффузные, ассоциации, корпорации,коллективы;
5) по значимости для членов - референтные (эталонные) и нереферентные.
Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества, развивающиеся по социально-психологическим закономерностям проявлений массовой психики, и в отличие от малых групп не предполагающие обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы и т.п.
Предприятия, общественные организации, воинские части, территориальные общности (жители одного района, села, поселка) обычно относят к средним социальным группам. Существуют также многообразные малые группы, то есть небольшие общности людей, между членами которых существуют непосредственные контакты, а также иерархические отношения господства (лидерства, популярности, авторитетности, симпатии/антипатии) и подчинения. К малым группам относятся семьи, небольшие воинские подразделения, соседи, дружеские компании и т.д. Каждая малая группа обладает определённой структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутригрупповых межличностных отношений.
Психологи различают также формальные и неформальные малые группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, официально фиксируемыми целями, задачами, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий. Характерно, что в формальной группе также имеют место неформальные отношения между ее членами, поэтому успех ее деятельности во многом зависит от того, насколько совпадают друг с другом ее формальная и неформальная структуры.
В тех малых группах, где устанавливаются очень прочные межличностные связи (экипаж летательного аппарата, боевой машины, расчет РЛС и т.д.), наблюдается весьма высокий уровень общности взглядов, крайне редко отмечаются какие-то особые мнения (а тем более действия), идущие вразрез с мнением большинства. Установлено, однако, что лидеры малых групп более подвержены влиянию извне, чем рядовые члены.
Следовательно, в интересах правильной и эффективной организации психологической войны в обязательном порядке требуется уточнять групповую принадлежность объектов воздействия.
В частности, предпочтительными объектами психологического воздействия являются:
- военнослужащие недавно сформированных и резервных частей;
- военнослужащие окруженных подразделений;
- личный состав подразделений, понесших большие потери в ходе боевых действий;
- группы военнослужащих, недовольные курсом правительства и вовлечением страны в войну;
- военнослужащие частей, находящихся в худшем материально-бытовом положении чем другие;
- подразделения, в которых отмечены проявления социальных, национальных, религиозных и других конфликтов;
- группы солдат и офицеров противника из числа национальных меньшинств;
- слои, группы, кланы и другие общности гражданского населения, недовольные своим правовым, экономическим, социальным положением;
- пацифистские, диссидентские и некоторые религиозные группы.
Военнослужащие вновь сформированных частей и резервисты обычно более подвержены психологическому воздействию, чем кадровые воины, поскольку между ними еще нет сплоченности и они недостаточно готовы к боевым действиям - как профессионально, так и морально. Солдаты, попавшие в окружение или отрезанные от свои войск тоже являются удобным объектом психологического воздействия, поскольку сомневаются в своей дальнейшей судьбе, а кроме того испытывают трудности в материально-бытовом и техническом обеспечении.
Весьма перспективным объектом психологического воздействия специалисты считают представителей национальных меньшинств в лагере противника. Это связано с тем, что национальные меньшинства всегда находятся в определенной психологической (нередко еще и в правовой, экономической, социальной, религиозной) изоляции от основного этноса, часто подвергаются всякого рода притеснениям. Один из недавних примеров эффективного психологического воздействия на национальные меньшинства - американская пропаганда на курдов в ходе войны в районе Персидского залива. Курдов удалось поднять на вооруженное выступление против режима Саддама Хусейна.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||