«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ


         Информация к размышлению. Знаменитое изречение немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831) "Война - это продолжение политики другими средствами" давно стало общепризнанной истиной. "Суть политики - борьба за власть" - другая аксиома, которая сегодня тоже не нуждается в подтверждении учеными.
         Борьба за власть, динамика отношений господства и подчинения безусловно относится к сфере общественно-психологических явлений, поскольку всегда сопровождается разнообразным психологическим воздействием людей друг на друга.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ


         В чем же различие между обычной войной (в виде вооруженной борьбы) и войной психологической?

1. Понятие психологической войны


         Понятие "психологическая война" имеет два основных значения.
         В понимании профессионалов (профессионализм в психологической войне предполагает наличие специалистов, обладающих, во-первых, научными знаниями об ее специфике; во-вторых, имеющих специальную подготовку, в том числе практический опыт целенаправленного психологического воздействия на людей) данное понятие отражает содержание деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей.
         Официально психологическая война против иностранных государств ведется только с санкции президента, правительства или совета национальной безопасности. Фактически же в странах со слабой исполнительной властью и всеобщим пренебрежением к действующему законодательству психологическая война осуществляется с помощью средств массовой информации, контролируемых теми или иными политическими группировками, либо финансово-промышленными группами (в том числе транснациональными).
         Весьма точно сущность профессионально организованной психологической войны выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н.э.). Они сводятся к следующему:
         1. Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника.
         2. Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия.
         3. Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности.
         4. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми.
         5. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны.
         6. Подстрекайте молодежь против стариков.
         7. Мешайте всеми средствами работе правительства.
         8. Препятствуйте всеми способами нормальному снабжению вражеских войск и поддержанию в них порядка.
         9. Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.
         10. Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.
         11. Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения.
         12. Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят прекрасные результаты.
         В обыденном понимании термин "психологическая война" обозначает стихийное, неквалифицированное использование средств общения и механизмов социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего существования и деятельности.
         Психологическая война в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми.
         Термин "психологическая война" в его ненаучном (житейском, обыденном) значении может характеризовать:
         - политическую деятельность отдельных лиц, группировок, партий, движений;
         - избирательные кампании кандидатов на различные выборные посты;
         - рекламную деятельность коммерческих фирм;
         - борьбу соперничающих индивидов (и малых групп) за лидерство в производственных, научных и других коллективах;
         - политическое, экономическое или культурное противостояние конфликтующих между собой этносов;
         - переговорный процесс между конкурирующими фирмами или организациями.

* * *

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100