«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 92% |
Так за что же, ради Бога, вы, украинцы, считаете этого человека вождём? Ведь вы называете себя великой культурной нацией, вы не готтентоты, у которых не нужно никаких культурных ценностей, чтобы быть вождём, хотя и они требуют от своих вождей своеобразного знания, умелости, храбрости, мужества, самоотдачи. Но разве было хоть это у Петлюры? Владимир Винниченко
Долгое время его называли "злейшим врагом украинского народа", "главарём контрреволюционных банд", "предателем, продававшим Украину всем желающим". Сегодня для многих он - "великий патриот", "герой украинской революции", "вождь национально-освободительного движения, отдавший жизнь за свободу Украины". В мае исполняется 125 лет со дня его рождения. По этому поводу Верховная Рада приняла постановление о чествовании памяти "выдающегося государственного и общественного деятеля". Кем же на самом деле был Симон Васильевич Петлюра?
Родился он в пригороде Полтавы в семье извозчика. В детстве ничем особым не выделялся. Помогал отцу, учился в бурсе, затем в семинарии. Учёба давалась ему нелегко. Уже после первого курса семинарии Семёна (таким было его настоящее имя) оставили на второй год. Да и в дальнейшем он не блистал успехами. В конце концов, из семинарии его исключили. Некоторое время спустя Петлюра попытался сдать экзамены за семинарский курс экстерном, но провалился. Так и остался недоучкой. А таким был прямой путь в революцию.
По этой дорожке и пошёл Семён. Точнее - Симон. Ещё в семинарии Петлюра стал называть себя на французский манер и требовал, чтобы так обращались к нему другие. Но и под новым именем оставался он ничем не примечательной личностью. Состоял в Революционной украинской партии (РУП). Распространял листовки. Попался. Был арестован. Освобождён под денежный залог (отцу пришлось продать единственную принадлежавшую семье десятину лесных угодий). Бежал за границу. После объявления в 1905 году амнистии вернулся на родину. Вступил в Украинскую социал-демократическую рабочую партию, образовавшуюся на руинах РУП. Но даже в этой карликовой партии он пребывал на вторых ролях.
С поражением революции заглохла и революционная деятельность Петлюры. Он устраивается в украиноязычную газету "Рада". Но пришёлся не ко двору (слишком уж был малокультурным и невоспитанным). Симон Васильевич переходит в другую украиноязычную газету - "Слово". Становится её редактором. Пишет статьи. И помимо прочего пытается свести счёты с бывшими работодателями. Он обвиняет "Раду" в... украинском национализме. (Интересная деталь: ярлык "украинский буржуазный национализм" - вовсе не изобретение советских времён. До революции навешиванием этого ярлыка на оппонентов занималась редактируемая Петлюрой газета "Слово". Разве что звучало чуть-чуть по-иному: "мелкобуржуазный украинский национализм").
В 1909 году "Слово" закрывается из-за недостатка читателей. Симон Васильевич уезжает в Петербург. Работает в частной фирме бухгалтером. Вечерами посещает заседания украинской "Громады". Вступает в масонскую ложу. Это способствует карьере. Со временем масоны помогают Петлюре переехать в Москву (там у него к тридцати годам появляется первая и единственная в его жизни женщина). Когда в 1912 году открывается журнал "Украинская жизнь", Симон Васильевич устраивается туда. Здесь встречает он начало Первой мировой войны.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||