«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 48% |
Особый упор делался на кадровую политику. В школы назначались учителями исключительно адепты "украинской национальной идеи". В то же время педагоги с русскими убеждениями переводились в другие регионы империи, а то и просто оставались без места. То же самое творилось и в церкви. "Приём в духовные семинарии юношей русских убеждений прекращается, - вспоминал галицкий общественный деятель И.И. Терех. - Из этих семинарий выходят священниками заядлые политиканы - фанатики, которых народ называл "попиками". С церковного амвона они, делая своё каиново дело, внушают народу новую украинскую идею, всячески стараются снискать для неё сторонников и сеют вражду в деревне. Народ противится, просит епископов сместить их, бойкотирует богослужения, но епископы молчат, депутации не принимают, а на прошения не отвечают. Учитель и "попик" мало-помалу делают своё дело: часть молодёжи переходит на их сторону, и в деревне вспыхивает открытая вражда и доходит до схваток, иногда кровопролитных. В одних и тех же семьях одни дети остаются русскими, другие считают себя "украинцами". Смута и вражда проникают не только в деревню, но и в отдельные хаты. Малосознательных жителей деревни "попики" постепенно прибирают к своим рукам. Начинается вражда и борьба между соседними деревнями: одни другим разбивают народные собрания и торжества, - уничтожают народное имущество, (народные дома, памятники - среди них памятник Пушкину в деревне Заболотовцы). Массовые кровопролитные схватки и убийства учащаются. Церковные и светские власти на стороне воинствующих "попиков". Русские деревни не находят нигде помощи. Чтобы избавиться от попиков, многие из униатства возвращаются в православие и призывают православных священников. Австрийские законы предоставляли полную свободу вероисповедания, о перемене его следовало только заявить административным властям. Но православные богослужения разгоняются жандармами, православные священники арестовываются и им предъявляется обвинение в государственной измене".
Одновременно с политикой "кнута" Вена применяла и "пряник". Созданные под руководством украинофилов крестьянские кооперативы получали щедрую государственную поддержку. И наоборот - те кооперативы, в которых не культивировалась "украинская национальная идея", такой помощи лишались.
И всё-таки прочно насадить украинство австрийским властям не удавалось. Ярый ненькопатриот М. Павлик (друг И. Франко) в ноябре 1884 года жаловался в польской газете "Курьер львовский", что "москвофильские настроения среди масс галицко-русской народности" намного сильнее украинофильства, а на Буковине и в Угорской Руси вообще "украинского чувства нет и до сих пор". В 1906 году тот же М. Павлик предупреждал, что на всех западно-украинских землях в душе "наших крестьянских масс" дремлет давнее "народное москвофильство", которое вот-вот проснётся.
В 1911 году о широком распространении "москвофильских" настроений писал М.С. Грушевский, в течение 20 лет (1894-1914) живший в Галиции. Правда, Михаил Сергеевич винил в этом вождей галицкого украинофильства, в частности, украинофильских депутатов австрийского парламента, которые вместо того, чтобы отстаивать интересы населения и тем самым зарабатывать политический капитал, занимались тем, что распевали хором в парламенте "Ще не вмерла Украiна". "Пели, говорят, неплохо, но этими манифестациями, которые имели бы значение лишь при крайне напряжённой борьбе, и вообще целой своей тактикой навыворот: на словах сердито, на деле слабо, они подорвали уважение к себе у парламента и у правительства. Оно почувствовало хорошо, с каким легкомысленным элементом имеет дело". А в то же самое время "крепло и вырастало вновь москвофильство, энергично ведя политическую работу в народных массах в свою пользу среди политического застоя украинского". "Тогдашние "украинофилы" или "народовцы" ограничивали свой патриотизм литературой, борьбой с кацапами, жизнью в сиянии австрийской лояльности" - свидетельствовал и другой известный "национально сознательный" деятель А. Чайковский.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||