«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 88%

23.1. Создание атмосферы шоу

Подробное описание


         Атмосфера шоу - эффективное средство воздействия на сознание реципиента, направленное на подавление критического восприятия. Основная задача манипулятора в данном случае - создание атмосферы эйфории, праздника, феерии. Введение жертвы манипуляции в такое состояние создает эффект наркотика, отравляющего сознание. Положительные эмоции, свойственные празднику, "оглушают" жертву. Она становится из-за этих эмоций неспособна объективно оценивать информацию.
         Попытка критического осмысления получаемой информации (в момент действия шоу) расценивается сознанием как попытка насильственного вывода из состояния праздника, эйфории. Сознание рефлекторно сопротивляется подобному "насилию", создавая ощущение нежелания выхода из состояния эйфории (своего рода аналог "ломки" у наркозависимых людей). Соответственно, реципиенту "не хочется", "лень" начинать оценивать полученную информацию с критической точки зрения - ему хочется, чтобы "праздник продолжался". Именно такого эффекта и добивается манипулятор: в подобном состоянии жертву манипуляции обманывать гораздо легче, чем в состоянии адекватной оценки (и, соответственно, критического восприятия) его информационных установок.
         Отличительной чертой данного приема манипуляции является попытка создания праздничной, "опьяняющей" атмосферы, вместо трезвой и спокойной оценки информации.
         События на Майдане Незалежности в Киеве, в ноябре - декабре 2004 года, ставшие кульминацией "оранжевой революции", показали, как надо создавать атмосферу шоу для достижения поставленных манипуляторами целей.
         Основная цель использования шоу при манипуляции сознанием - отключение критического восприятия у объекта манипуляции. Яркое событие - концерт на площади, драка кандидатов в прямом эфире, разъезжающие по улицам города танки - все это должно ввести реципиента в состояние ступора, когда он смотрит на происходящее и видит только внешнюю сторону событий. Истинный смысл происходящего пусть и лежит на поверхности, но не вычленяется реципиентом из-за "оглушения" критического восприятия (здравого смысла) ярким, выходящим из обычных рамок событием (спецэффектами, 23.2).
         Атмосфера шоу в период проведения "оранжевой революции" создавалась всеми возможными средствами. Постоянные концерты звезд эстрады, непрекращающиеся выступления лидеров "оранжевых" и "гостей революции", понаехавших в Киев, нагнетание напряженности, вызванное повторяющимися заявлениями о "присутствии рядом российского спецназа", трансляция действа по телеканалам.
         Призывы к людям "помочь демократии" (повязать оранжевую ленточку на машину или дерево, принести теплые вещи или еду "защитникам свободы" и т. п.), огромные экраны, показывающие происходящее на весь Крещатик, лазерные надписи на стенах окружающих домов - все это было крайне необычно, выбивалось из обыденной жизни. Люди, присутствовавшие на Майдане и просто сочувствующие "оранжевым", проникались ощущением, что они делают что-то из ряда вон выходящее, невероятно значимое и исключительно необычное. Радостно-тревожное настроение ("а вдруг власти попытаются силой подавить свободу?"), трансляция этого безумия по всем каналам СМИ, чувство кратковременного необычайного единения людей создавало атмосферу немыслимого спектакля, праздника, в котором мог участвовать и активно участвовал каждый. Люди ощущали себя "творцами истории", это активно раскручивалось по всем возможным коммуникационным каналам, от личных разговоров до спутникового телевидения. Такое эйфорическое состояние и создало неповторимую атмосферу шоу, напрочь отключившую здравый смысл у огромного количества умных и образованных людей.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100