«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%

13.3. Навешивание групповых ярлыков (приписывание группам безоговорочных свойств, "групповое обобщение")

Подробное описание


         В рассматриваемом случае манипулятор производит предельное, зачастую доходящее до гротеска и полного искажения, упрощение качеств различных групп (социумов, общественно-политических движений, общественных систем и пр.). То есть приписывает этим группам какие-либо свойства, объявляя их доминирующими для каждой конкретной группы.
         Манипулятор умышленно "забывает", что любая группа не является однородной. В ней есть как положительные личности и течения, так и нейтральные, разноплановые и отрицательные. Сводить какое-либо сложное (особенно - новое по сути) групповое явление к упрощенной схеме нельзя, это является грубейшей логической ошибкой, влекущей крайне негативные последствия. Подобный подход не даст полной и достоверной картины. В результате сформировать правильное и разумное отношение к такому явлению (группе) будет невозможно.
         Цель манипулятора как раз в том и состоит, чтобы, упростив явление, навязать реципиенту свое собственное представление о данном предмете манипуляции. Для этого используется обобщение упрощенных качеств и приписывание каких-то отдельных, подобранных манипулятором качеств ВСЕМУ явлению (группе). На это явление распространяется качественная характеристика либо вовсе ему не свойственная, либо свойственная отдельной, незначительной (а зачастую - отторгаемой) его части. И такая характеристика объявляется манипулятором "присущей" всему групповому явлению.
         "Групповое обобщение" может преследовать цель как улучшить образ "группы", так и "демонизировать" его, в зависимости от отношения манипулятора к данной группе.
         Приписывание обсуждаемым группам безоговорочных свойств (в том случае, когда эти группы являются предметом манипуляции) - прием достаточно старый и весьма грубый. Так, на заре т. наз. "перестройки" словечком "совки" именовали всех, кто жил полностью в культурном, морально-правовом и социальном поле, декларируемым Советской властью позднего периода. Проще говоря - всех тех, кого более-менее устраивала "та" жизнь и кто не хотел менять ее на "прелести" "цивилизованного" общества.
         Создав обидное прозвище "совок", "по умолчанию" обозначавшее туповатого, "нецивилизованного", ленивого, косного и вороватого "советского человека", прозападно настроенные "интеллектуалы" создавали у самих себя и у всех, не приемлющих советский образ жизни и советский строй, положительный образ. Тут использовалась целая "икебана" приемов манипуляции сознанием: кроме приписывания группам безоговорочных свойств, здесь и осмеяние как разрушение, 3.1, и негативизация как разрушение, 4.1, и создание новых мифов, 11.2, и "лукавые термины", 15.1, и ложь прямая, 18.1.
         Вот еще пример использования такого приема - статья Ю. Луканова "За что мне любить донбасян?", опубликованная информационным ресурсом "УП" 23 декабря 2004 года: "Виктор Ющенко призывает нас любить донбасян. Я, понятное дело, понимаю, что он, как гипотетический глава государства, должен любить всех своих сограждан - богатых и бедных, умных и глупых, интеллектуальных и дурноватых.
         Я понимаю, что с точки зрения политической корректности он полностью прав. Но вот уже с месяц у меня внутри засело какое-то мерзкое создание, которое чихать хотело на мою профессиональную беспристрастность, и ставит не менее мерзкий вопрос: Ющ пусть себе любит донбасян, так как ему это по будущей должности надлежит делать, а ты здесь при чем?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100