«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 42%

13.1. Навешивание отрицательных ярлыков ("Демонизация")

Подробное описание


         В рассматриваемом случае предмету манипуляции приписываются некие ужасные, чудовищные качества или поступки. Затем манипулятор объявляет, что именно эти плохие качества свойственны данному предмету и полностью определяют его характер.
         И наоборот: никакие хорошие, положительные и добрые качества рассматриваемому предмету манипуляции не только не свойственны, но и чужды. А если "что-то там" хорошее у него и было - это крайне редкая частность, исчезающее малая величина или просто ложь, маскировка ("чтобы прикинуться хорошим"). В результате перед реципиентом предстает образ некоего чудища, монстра, которому не место на Земле и которое нужно без сожаления уничтожить ("демона").
         Манипулятор ставит своей целью доказать, что жалость, сострадание, поиск положительных качеств в данном предмете манипуляции не имеют смысла и просто опасны - нужно поскорее этого "демона" стереть в порошок, разрушить...
         "Демонизация" часто сопровождается эпатажем и паразитированием на эмоциях (7.3) реципиента. Эмоциональные оценки "демона" крайне резки и гипертрофированны. Манипулятор расписывает его "грехи", смакуя "душераздирающие" подробности, апеллируя к частным случаям (страдания отдельных людей, разрушение отдельных зданий и пр.) и преподнося их как системные, характерные для данного предмета манипуляции. Важно знать: предмет манипуляции, подвергаемый "демонизации", готовится манипулятором к уничтожению. Сама "демонизация" имеет целью не допустить, чтобы реципиент встал на защиту предмета манипуляции.
         Навешивание отрицательных ярлыков, "демонизация" предмета манипуляции является, пожалуй, одним из наиболее "традиционных" приемов манипуляции сознанием.
         Если манипулятору нужно что-то для него опасное представить в "ужасном", чудовищном виде, чтобы жертвы манипуляции (аудитория) с омерзением от этого отшатнулись и, соответственно, бросились в гостеприимно распростертые объятья манипулятора, но тратить время на придумывание каких-то сверхмудрых сказок или комбинаций жалко (или просто лень) - самое время охарактеризовать это "что-то" ужасными словами, припомнить ему все его реальные или вымышленные грехи. И на этом построить простейшее, по сути, доказательство: вот какое плохое то, о чем я вам говорю! Оно целиком ужасно, мерзко - неужели вы можете относиться к такой отвратительной вещи (явлению, системе взглядов, моральному кодексу и пр.) положительно?! Для большей убедительности манипулятор выпячивает все недостатки предмета манипуляции, демонстрируя исключительно их, убеждает жертву, что именно эти плохие качества объекту только и присущи...
         В реальности это выглядит следующим образом. Вот статья Селесты Уолландер "В Беларуси царят страх и надежда", "Los Angeles Times", 6 марта 2006 года. Название уже говорит само за себя, а "ужасный тоталитарный режим последнего диктатора в Европе Александра Лукашенко" представляется в роли "генератора" ужаса и кошмара для населения целой страны. Статья ориентирована на западного, в первую очередь на американского читателя - отсюда и ее откровенный кретинизм: "Люди, не желающие, чтобы президент-диктатор переизбрался на третий срок, избрали символом сопротивления зажженные свечи и джинсы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100