«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 40% |
Указанная методика используется как для "демонизации" предмета манипуляции, так и для его "обеления". Оба случая характерны и для локальных, и для сложных вариантов использования, например - в крупномасштабных рекламных (коммерческих и политических) информационных проектах.
Данный вид манипуляции относится к наиболее эффективным и противодействовать ему какими-либо определенными средствами крайне сложно. Оптимальным для контрманипуляции, в данном случае, можно считать хорошее знание предмета манипуляции реципиентом, что позволит последнему, пусть даже не заметив манипуляции, в конечном итоге воздержаться от выводов, навязываемых манипулятором.
Так же достаточно эффективной может стать практика четкого определения обсуждаемого вопроса (предмета манипуляции) реципиентом. В этом случае он может, заметив, что обсуждение выглядит явно непоследовательным, нечетким и путаным, на основании этого понимания прийти к выводу, что в здесь имеет место манипуляция.
Отметим еще один вариант использования "троянского коня". Иногда в информационном носителе (статье, передаче и др.) обсуждается не предмет манипуляции, а посторонняя тема. Предмет манипуляции упоминается косвенно, например, в виде уточняющих фактов или доказательств.
Манипулятор (в случае "демонизации") проводит свою информационную установку попутно (указывая на недостатки предмета), в виде доказательства обсуждаемой темы, которая может не иметь к предмету манипуляции прямого отношения. Из-за того, что "обсуждается" иная тема, жертва манипуляции может не заподозрить подвоха и, внимательно приглядываясь к "обсуждению" ничего не значащей информации, принять информационную установку манипулятора о предмете манипуляции, который упоминался косвенно, но в неизменно отрицательном значении.
Очень часто эта разновидность приема "троянский конь" используется вместе с приемом "приведенный вывод" (9), когда упоминание манипулятором отрицательных качеств предмета манипуляции в виде доказательства посторонней информации, должно привести жертву манипуляции к выводу, что предмет манипуляции действительно плох.
Обратный механизм возможен при косвенном "обелении" предмета манипуляции.
Этот прием манипуляции рассчитан на постепенное внедрение и закрепление в сознании жертвы необходимой манипулятору информационной установки.
Как пример "демонизации" чего- или кого-либо с помощью "троянского коня", можно привести несколько информационных кампаний нынешних антисоветских-либеральных сил.
Многие помнят истории перестроечного периода о том, как Жданов и все руководство обороной Ленинграда в годы войны "ело ананасы, пирожные, нежилось в бассейнах и предавалось разврату в секретных бомбоубежищах" - в то время, когда защитники города погибали от голода, холода, немецко-фашистских бомбежек и обстрелов.
Убедить людей, что "такое было на самом деле", в одной передаче или статье было невозможно. Во-первых, нет и до сих пор не найдено никаких тому подтверждений. А во-вторых, большинство людей в подобные байки просто не поверило бы. Поэтому манипуляторы и пятнадцать лет назад, и сегодня систематически, постоянно упоминают об этих "известных фактах". Подобное утверждение появлялось, например, в кинофильме о наемном убийце (главный "герой", ставший киллером уже "при демократах" из-за "жестокой тоталитарной советской системы", рассказывает эти жуткие истории "из своего детства" своей девушке - подставной проститутке), или об этом вскользь рассказывалось в статье, то об этом вспоминает какой-нибудь очередной Яковлев, Сванидзе, Радзинский или Разумовский...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||