«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 11%

4.2 Косвенная негативизация как разрушение

Подробное описание


         Весьма простой, эффективный и оттого часто встречающийся прием манипуляции. Задача манипулятора - негативизировать, условно говоря, "конечный предмет манипуляции" не впрямую, а косвенно, через упоминание отдельных его недостатков, минусов, отрицательных сторон (реальных и, что бывает очень часто, - вымышленных). Условно схема манипуляции выглядит так: манипулятор, показывая, какие "огромные недостатки" имеет объект манипуляции, закладывает в сознание реципиента установку, что предмет этот принципиально плох и его нужно либо разрушить, либо "коренным образом улучшить" (что, чаще всего, равнозначно).
         "Недостатки" выступают в роли главного предмета манипуляции. Они обсуждаются, о них рассказывается - но настоящей мишенью является "конечный предмет манипуляции".
         Расчет делается на то, что, если несколько раз напомнить о "серьезных недостатках" "конечного предмета манипуляции", реципиент может начать воспринимать его так, как нужно манипулятору.
         Эффективным средством противодействия является понимание сути данной манипуляции: через негативизацию частности добиваться негативизации целого.
         В одной из телепередач на канале ОРТ, посвященных "ужасам социализма", ведущий рассказывает о воздушных боях в период Вьетнамской войны. Описывая столкновения советских и американских самолетов, он говорит следующее: "Когда начались воздушные бои, наши военные советники, помогавшие ВВС Северного Вьетнама, были неприятно поражены высочайшей точностью американских ракет "Сайдуиндер". С помощью этих ракет американцы эффективно сбивали вьетнамские истребители. Чтобы понять, как, за счет чего эта ракета обладает такой точностью, нашим специалистам нужно было заполучить образец [ракеты]. Ну, организовали, с помощью вьетнамских партизан, нападение ночью на американский военный аэродром, захватили несколько ракет - вьетнамцы не скупились на жертвы и старались выполнить требование своих советских "друзей".
         Когда ракеты привезли в Союз, их осмотрели и изучили советские специалисты.
         Первое, что выяснилось: ракета была проста, как лопата.
         Очень проста, даже груба.
         Но, самое главное: уровень вакуума в лампах этой ракеты был такой, что в СССР его обеспечить в принципе не смогли в то время. Он был на порядки выше, чем тогда могла добиться промышленность Советского Союза. Наши заводы не позволяли достичь такого уровня чистоты вакуума. Чтобы этого достичь, проще было разрушить, сровнять с землей имеющиеся заводы, а на их месте построить новые".
         В данном случае манипуляцией является указание на "принципиальное отставание технологий" Советского Союза от технологий "развитого демократического мира". Цель манипулятора - заложить в сознание реципиента установку, что СССР и социалистическая модель развития принципиально не способны были обеспечить высокотехнологичные разработки. По логике ставящего превыше всего прочего ценности "прогресса" (прогресс - американская религия, наравне с демократией, "правами человека" и возможностью судиться по поводу и без оного) либерала, это является недопустимым и непростительным "грехом" политической системы. И, следовательно, система, настолько отстающая технологически, не имеет права на существование и должна быть либо уничтожена, либо подвергнута "реформированию" - что также означает ее физическое уничтожение.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100