«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%


         Примером может быть известный анекдот:
         Внук спрашивает деда: "Дедушка, а за что вы воевали в Гражданскую войну?" - "За то, внучек, чтобы не было богатых!" - "А когда же будем воевать, чтобы не было бедных?"
         Этот анекдот, кроме осмеяния важного и тяжелого периода нашей истории, Гражданской войны, и ее целей, выполняет еще одну важную задачу. У слушателя создается два разрушительных для Советского строя убеждения:
         1) что в СССР живут бедные люди, причем эта бедность была запрограммирована с самого начала советского проекта;
         2) что повышение материального достатка есть такая цель, ради которой можно воевать (не важно с кем - можно и с собственной страной). В обоих случаях мы видим также использование приема "приведенный вывод" (9).
         Сегодня показательным примером осмеяния как разрушения можно считать образчики творчества известного юмориста М. Жванецкого.
         Этот артист известен своим, переходящим в ненависть, неприятием всего, что связано с величием нашей страны, особенно - с памятью СССР. Одна из важнейших задач, поставленная Жванецким перед самим собой - не допустить возрождения страны, всячески негативизировать и высмеивать советский период отечественной истории:
         "Отдадим должное Ельцину, Гайдару, Чубайсу и другим нашим... Я понимаю всех, кто хотел отвести этот корабль подальше от коммунизма в море - там разберемся.
         Правильно, Анатолий Борисович.
         И пусть сейчас крики: "Неправильно! По дешевке! Воровская приватизация!"
         Но мы-то уже не там.
         Мы в море.
         Где плывут все, а не сидят с криком на берегу: "Покажите нам дорогу!" - причем кричат, сидя неподвижно".
         В данном случае мы видим, как автор-исполнитель:
         а) проводит скрытую информационную установку, что "ничего уже сделать нельзя, поздно, нужно принимать все, как оно уже есть" и
         б) в очередной раз издевается над пресловутой "совковой инертностью",
         в) убеждает, что в какую бы беду нас ни тащили сторонники реформ, это все равно лучше, чем то, что было в СССР.
         Необходимо отметить, что информационные установки, проводимые вместе со смехом, "усваиваются" подсознанием гораздо сильнее и эффективнее, чем поданные в нейтральной форме. Установка, заложенная в "смешном тексте", проникает в подсознание, подобно начинке "троянского коня"; фильтры критического восприятия работают в этом случае менее эффективно или не работают вовсе. Их эффективность тем меньше, чем популярнее и узнаваемее будет артист. Сознание воспринимает его как "своего" и противится идентификации его как врага со всеми вытекающими последствиями (отсюда и пошла народная мудрость "не сотвори себе кумира").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100