«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 6% |
Примером может быть известный анекдот:
Внук спрашивает деда: "Дедушка, а за что вы воевали в Гражданскую войну?" - "За то, внучек, чтобы не было богатых!" - "А когда же будем воевать, чтобы не было бедных?"
Этот анекдот, кроме осмеяния важного и тяжелого периода нашей истории, Гражданской войны, и ее целей, выполняет еще одну важную задачу. У слушателя создается два разрушительных для Советского строя убеждения:
1) что в СССР живут бедные люди, причем эта бедность была запрограммирована с самого начала советского проекта;
2) что повышение материального достатка есть такая цель, ради которой можно воевать (не важно с кем - можно и с собственной страной). В обоих случаях мы видим также использование приема "приведенный вывод" (9).
Сегодня показательным примером осмеяния как разрушения можно считать образчики творчества известного юмориста М. Жванецкого.
Этот артист известен своим, переходящим в ненависть, неприятием всего, что связано с величием нашей страны, особенно - с памятью СССР. Одна из важнейших задач, поставленная Жванецким перед самим собой - не допустить возрождения страны, всячески негативизировать и высмеивать советский период отечественной истории:
"Отдадим должное Ельцину, Гайдару, Чубайсу и другим нашим... Я понимаю всех, кто хотел отвести этот корабль подальше от коммунизма в море - там разберемся.
Правильно, Анатолий Борисович.
И пусть сейчас крики: "Неправильно! По дешевке! Воровская приватизация!"
Но мы-то уже не там.
Мы в море.
Где плывут все, а не сидят с криком на берегу: "Покажите нам дорогу!" - причем кричат, сидя неподвижно".
В данном случае мы видим, как автор-исполнитель:
а) проводит скрытую информационную установку, что "ничего уже сделать нельзя, поздно, нужно принимать все, как оно уже есть" и
б) в очередной раз издевается над пресловутой "совковой инертностью",
в) убеждает, что в какую бы беду нас ни тащили сторонники реформ, это все равно лучше, чем то, что было в СССР.
Необходимо отметить, что информационные установки, проводимые вместе со смехом, "усваиваются" подсознанием гораздо сильнее и эффективнее, чем поданные в нейтральной форме. Установка, заложенная в "смешном тексте", проникает в подсознание, подобно начинке "троянского коня"; фильтры критического восприятия работают в этом случае менее эффективно или не работают вовсе. Их эффективность тем меньше, чем популярнее и узнаваемее будет артист. Сознание воспринимает его как "своего" и противится идентификации его как врага со всеми вытекающими последствиями (отсюда и пошла народная мудрость "не сотвори себе кумира").
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||