«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 76% |
Второй раз подобные попытки были предприняты на волне кризиса 1998 г. - в сентябре, почти сразу после дефолта, 79 регионов запретили вывоз продуктов питания за пределы региона. Ряд политиков и СМИ заговорили о распаде РФ. В противовес им было выдвинуто предложение укрепить "вертикаль власти" и разделить РФ на восемь крупных "региональных ассоциаций". Эту программу выполнял уже В.В. Путин, только РФ была разделена на 7 округов (совпадающих с военными округами) - в соответствии с опытом, накопленным и в Российской империи, и в СССР. Прокуратура стала приводить местные законы в согласие с федеральными.187
Кризис породил процесс демонтажа не только "большого народа" (СССР и России), но и крупных этнических общностей - таких народов, как, например, мордва или чуваши. Так, мордовское национальное движение раскололось на эрзянское и мокшанское. Поначалу, в середине 90-х годов, это приняли как "политическое недоразумение". Но радикальные националисты заявили, что мордвы как этноса не существует и надо создать эрзяно-мокшанскую республику из двух округов. При переписях многие стали записывать свою национальную принадлежность посредством субэтнических названий.
Чуть позже похожие процессы начались среди марийцев - при переписи 2002 г. 56 тыс. назвали себя "луговыми марийцами", а 19 тыс. - "горными". Горные были лояльны властям Республики Марий Эл, а остальные ушли в оппозицию. В том же году одно из движений призвало северных коми при переписи записаться не как "коми", а как "коми-ижемцы". Половина жителей Ижемского района последовала этому призыву (это трактуют как попытку получить статус "коренного малочисленного народа Севера" с положенными льготами).
Четкого идеологического объяснения этих явлений пока нет. Некоторые специалисты считают это признаком перехода к "постнационализму", то есть признаком кризиса крупных национальных движений (133).
Вслед за дележом страны между этническими элитами республик и регионов ("суверенизация") наступила "рыночная реформа", которая позволила этим элитам распоряжаться кусками национального достояния советского народа. Это означало страшный регресс в жизнеустройстве всех народов, составлявших ранее единую семью.
А.С. Панарин пишет об этом как закономерном следствии разрушения больших многонациональных государств: "В былых крупных государственных суперэтнических образованиях коллективные интересы были защищены от купли-продажи, выпадали из меновой сферы. Образование на месте единых крупных суверенных государств множества этносуверенитетов означает поставку на рынок того, что прежде не обменивалось и не продавалось, - национальных интересов... Национальные (точнее в данном случае было бы сказать - антинациональные) элиты получают возможность попасть в разряд мировой финансовой элиты, пользующейся всеми возможностями, открытыми глобализацией, только выступив в роли продавцов важнейшего стратегического товара - национальных территорий и ресурсов. История свидетельствует, что подкуп племенных вождей, способных угрожать империи, практиковался уже древним Римом и Византией" (8, с. 27-28).
Огромный регресс в государственном строительстве постсоветских народов означало установление этнократических режимов. Они сразу разорвали множество связей, скреплявших межэтническое общежитие, культурные и хозяйственные отношения между народами, саму систему информационных каналов, соединявших этносы в нацию. Ж.Т. Тощенко приводит в качестве признака этнократии сверхпредставительство народов, давших название республике, на ключевых позициях в управлении. Так, в Адыгее, где адыги составляют 20% населения, они занимают 70% руководящих постов. В Татарстане до перестройки только 2% предприятий возглавлялись татарами, а в конце 1990-х годов - 65%. Это ведет к заведомому снижению уровня управления в экономике (31).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||