«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 68% |
Во время перестройки публиковались не только "художественные" произведения, разрушающие образ войны, но и "документальные" фальшивки. Вот показательный случай, о котором рассказал видный историк из ФРГ М. Хеттлинг. В 1950 г. в ФРГ вышла книжка "Последние письма из Сталинграда" с 39 письмами немецких солдат из окружения. Она стала бестселлером и была переведена на многие языки. Вскоре, однако, выяснилось, что все эти письма - фальсификация. Историк пишет: "Их поначалу остававшийся неизвестным автор, личность которого все же была установлена, - военный корреспондент Хайнц Шретер, находившийся в Сталинграде до середины января 1943 г. Весной того же года он получил задание министра пропаганды Геббельса подготовить работу, прославляющую доблесть германских войск в Сталинграде. Книга эта основывалась на собранных в Министерстве пропаганды материалах о битве на Волге. В нацистский период она не была опубликована, так как показалась Геббельсу недостаточно героической". Разоблачение было громким, но эта фальшивка пошла в дело в информационной войне в годы перестройки. В 1990 г. журнал "Знамя" издал эту стряпню под заголовком "Последние письма немцев из Сталинграда" ("Знамя", No 3, с. 185-204).163
Активно действовало и действует телевидение. Вот мелочь, но типичная. На 9 мая 2003 г. канал REN-TV назначил показ фильм "В тылу врага" (Финляндия, 1999) с такой рекламой: "Драма. Лето 1941 года. В Советской Карелии финские части ведут ожесточенные бои с Красной Армией. Получив приказ освободить захваченные земли, взвод лейтенанта Ээро Перкола отправляется в тяжелый и опасный поход. После того, как отважный лейтенант получил известие, что его невеста, медсестра Каарина, погибла в бою с советскими партизанами, тайная вылазка отчаянных бойцов станет для юного офицера миссией отмщения за любимую".
Разрушение символического образа Великой Отечественной войны продолжается и сегодня, в том числе в государственных СМИ и на государственные деньги. В официальной "Российской газете" в юбилейный 2005 г. можно было прочесть: "Мы за эти годы узнали о войне много нового, шокирующего, развенчивающего миф о тотальном героизме и борьбе за правое дело" (см. (59)). Задача сформулирована четко - развенчать образ этой войны как "миф о борьбе за правое дело". Это и называется психологическая война.
Театр "Современник" к юбилею поставил подлую пьесу "Голая пионерка", которая сопровождалась не менее подлыми комментариями в прессе. Был снят целый ряд фильмов с заведомой ложью о войне ("Штрафбат", "Полумгла", "Сволочи"). Ложь разоблачалась и военными специалистами, и непосредственными участниками событий, но эти разоблачения трибуны не получали.
Вот, Президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев говорит о многосерийном фильме "Штрафбат": "Такие фильмы, как "Штрафбат" - это своеобразный политический, идеологический заказ. Надо вдолбить в головы современной молодежи, что Победу ковали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники... Один из известных политических деятелей заявил буквально следующее: "Без развенчания этой Победы мы не сможем оправдать все, что произошло в 1991 г. и в последующие годы".164
Во множестве писем и выступлений говорилось, что практически все существенные утверждения фильма ложны - это воспринималось "творцами" со смехом. Гареев дает краткий перечень заведомых фальсификаций: "В штрафбате никаких уголовников, равно как и политических заключенных, просто не могло быть. Из уголовников формировали штрафные роты. Командовали штрафными подразделениями только кадровые офицеры. Во всех штрафных подразделениях не было обращений "гражданин", а только "товарищ". Во время войны в любом штрафбате был заместитель командира по политчасти. В фильме его нет. Вместо политработника в "Штрафбате" действует священник. Но в те времена это было просто невозможно не только как не типичный, но и как самый исключительный случай. Да и вообще война с фашистскими захватчиками ушла в фильме на второй план. А на первом - показ ненависти персонажей к советской власти. Все штрафные подразделения составляли не более 1,5% от всей численности действующей армии".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||