«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 62% |
Особым воздействием этого "заразительного дыхания" Запада на Россию были провоцируемые им расколы общества и, говоря современным языком, национальные предательства тяготеющей к Западу части элиты. Уже с опытом вторжения в русскую жизнь западного капитализма конца ХIХ века писал историк В.О. Ключевский: "Чем больше сближались мы с Западной Европой, тем труднее становились у нас проявления народной свободы, потому что средства западноевропейской культуры, попадая в руки немногих тонких слоев общества, обращались на их охрану, а не на пользу страны, усиливая социальное неравенство, превращались в орудие разносторонней эксплуатации культурно безоружных масс, понижая уровень их общественного сознания и усиливая сословное озлобление, чем подготовляли их к бунту, а не к свободе" (36).
Вот тяжелый, с перегибами, самокритический анализ русской интеллигенции - книга "Вехи". С.Н. Булгаков говорит о самой ее западнической части, о том, что "ей остается психологически чуждым - хотя, впрочем, может быть, только пока - прочно сложившийся "мещанский" уклад жизни Западной Европы... Законченность, прикрепленность к земле, духовная ползучесть этого быта претит русскому интеллигенту, хотя мы все знаем, насколько ему надо учиться, по крайней мере, технике жизни и труда у западного человека. В свою очередь, и западной буржуазии отвратительна и непонятна эта бродячая Русь... и в последние годы этот духовный антагонизм достиг, по-видимому, наибольшего напряжения... Известная неотмирность, эсхатологическая мечта о Граде Божьем, о грядущем царстве правды (под разными социалистическими псевдонимами) и затем стремление к спасению человечества - если не от греха, то от страданий - составляют, как известно, неизменные и отличительные особенности русской интеллигенции" (37, с. 142-143).
Таким образом, Запад и его наиболее "чистое" воплощение - США - были для русских важнейшей системой координат, в которой они понимали сами себя. В 70-е годы эта система координат вступила в кризис, который возник в сознании элитарной части интеллигенции. Этот кризис красноречиво отразился в представлениях А.Д. Сахарова. В те годы важным фактором общественного сознания в СССР, да и во всем мире, была война во Вьетнаме. В 1968 г. Сахаров пишет об этой войне США: "Во Вьетнаме силы реакции... нарушают все правовые и моральные нормы, совершают вопиющие преступления против человечности. Целый народ приносится в жертву предполагаемой задаче остановки "коммунистического потопа" (38, стр. 17).
Семь лет спустя, в 1975 г., он уже пишет о "героизме американских моряков и летчиков" и упрекает Запад в том, что тот воевал плохо. По его мнению, требовалось вот что: "Политическое давление на СССР с целью не допустить поставок оружия Северному Вьетнаму, своевременная посылка мощного экспедиционного корпуса, привлечение ООН, более эффективная экономическая помощь, привлечение других азиатских и европейских стран... Очень велика ответственность других стран Запада, Японии и стран "третьего мира", никак не поддержавших своего союзника, оказывающего им огромную помощь в трудной, почти безнадежной попытке противостоять тоталитарной угрозе в Юго-Восточной Азии" (там же, с. 131 - 132). Это поворот, положивший начало нынешнему разделению нашего народа.
Отношение к вьетнамской войне - лишь симптом. Вот сдвиги отношения к своей стране и Западу. Сахаров в 1968 г.: "Как показывает история, при обороне Родины, ее великих социальных и культурных завоеваний наш народ и его вооруженные силы едины и непобедимы" (там же, с. 20). В 1975 г. он пишет "о многих тревожных и трагических фактах современного международного положения, свидетельствующих о существенной слабости и дезорганизованности перед лицом тоталитарного вызова... Единство требует лидера, таким по праву и по тяжелой обязанности является самая мощная в экономическом, технологическом и военном отношении из стран Запада - США" (там же, с. 146).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||