«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 53%


         Советское предприятие, по своему социально-культурному генотипу единое для всех народов СССР, стало микрокосмом народного хозяйства в целом. Это - уникальная хозяйственная конструкция, созданная русскими рабочими из общинных крестьян, но свои классические этнические черты она приобрела в 30-е годы во время форсированной индустриализации всей страны. По типу этого предприятия и его трудового коллектива было устроено все хозяйство СССР - как единый крестьянский двор. Семьей в этом дворе и стал советский народ.
         Это было зафиксировано в партийных документах. На XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев в своем докладе сказал: "В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, - советский народ" (57).
         В конце перестройки и в 90-е годы о советском народе наговорили много странных вещей - и справа, и слева. Сейчас идеологический накал снизился, в литературе появляются спокойные суждения специалистов. В.Ю. Зорин в книге "Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива" (2003) пишет о национальной политике СССР и его правовой основе: "В его рамках действительно сформировалась новая полиэтническая общность со своей четко выраженной социокультурной спецификой, идеологией, ментальностью, стереотипами поведения, ценностями и критериями духовной жизни" (58, с. 202).
         Этой точки зрения придерживается и известный исследователь национального вопроса в СССР П. Кольсте. Он считает процесс становления гражданской нации в Российской Империи и СССР непрерывным. Как пишет в своем обзоре Е.Н. Данилова, согласно точке зрения П. Кольсте Советский Союз - надэтническое государство: "Он считает, что и дореволюционная Россия была державой, надэтнической "сверхнацией", ядро которой составлял русский этнос, а верхушка обладала державным, имперским, но не национальным самосознанием. Советская власть также пыталась сконструировать "новую историческую общность "Советский народ", которая, по сути, была надэтнической. Соответственно, этнической идентичности русские практически не испытывали. Ссылаясь на данные опросов 70-х - начала 80-х годов, норвежский автор Поль Кольсте отмечает, что в то время как 80% граждан других национальностей связывали свою родину с национальной республикой, 70% русских заявляли, что их родина - Советский Союз" (59).
         Е.Н. Данилова указывает на то, что даже по мнению антисоветского социолога Ю. Левады "советский народ" - суперэтническая категория, синтезирующая идею государственности и национальной идентичности ("семья народов"). В советское время эта категория "подавляла и заменяла остальные социогрупповые идентичности, прежде всего этнические". Это сказано как обвинение, но на деле речь идет о том, что советское общество было "почти бесклассовым", а этничность отдельных народов была выражена слабее, чем общегражданская идентичность - что и является признаком гражданской нации.
         Краткое объяснение самого понятия "советский народ" дает этнолог С.В. Чешко, и стоит привести обширную выдержку из его работы. Он пишет: "В последующие (после XXII и XXIII съездов КПСС) годы советские обществоведы много потрудились, чтобы придать этой идее облик глубокой научной концепции, но, по сути, лишь повторяли и перефразировали на все лады ее изначальные формулировки. Если я не ошибаюсь, последний раз в официальных документах "советский народ" появился в резолюции сентябрьского 1989 г. Пленума ЦК КПСС, но лишь, так сказать, в назывном порядке, без каких-либо пояснений. В последнем документе КПСС, до ее роспуска, проекте новой программы - эта идея вообще отсутствует. Она оказалась в числе прочих идеологем, отвергнутых или тихо забытых перестроечной партийной мыслью в результате давления политической конъюнктуры.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100