«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%

Глава 23. Учебный материал: этнонационалистическая программа на Украине


         Ценный познавательный материал дала программа нациестроительства, которая с начала 90-х годов ведется на антисоветской основе на Украине. Здесь осуществляется большой проект по отрыву Украины от России путем демонтажа советского украинского народа и формированию новой, "политической" нации. Кульминацией в процессе реализации этого проекта стала "оранжевая революция". На то, что результатом ее должно было быть возникновение "нового народа", настойчиво обращали внимание западные СМИ, обнаруживая наличие продуманной политико-философской доктрины. В множестве сообщений о событиях на Украине прямо писалось, что украинцы стали "политической нацией" и перестали быть постсоветским народом (30).
         Историю вопроса об отношениях Великой и Малой Руси начинают обычно с первой учебной книги по истории на русском языке - напечатанного в 1674 г. в Киеве "Синопсиса", автором которого был один из православных иерархов Киево-Печерской Лавры. В нем сказано о единстве Великой и Малой Руси, об общей династии Рюриковичей и о едином "русском" или "православно-российском" народе (9).96 Сложившаяся к середине XIX в. в зародившемся русском национализме концепция большой русской нации, уходящей корнями в Киевскую Русь, объединяла Великую, Малую, Белую и Червонную Русь. Последним термином обозначалась Восточная Галиция. Это представление о русской земле находилось в остром конфликте с польским видением - поляки включали в свой образ "идеальной Родины" территорию современной Белоруссии и часть Украины. Это и было причиной непримиримости русско-польского конфликта.
         Поначалу представители малороссийской элиты составляли, как считают, до 50% "русских националистов". А в Москве и Петербурге любили малороссийский колорит и литературу на "малорусском наречии" как особый красочный вариант русскости. Но наряду с русским возник и украинский национализм, который отрицал и русский, и польский образ "идеального Отечества", а также малорусскую идентичность. Этих националистов считали агентами "польской интриги", а их концепцию - диверсией изнутри "национального тела". Говорилось: "одним украинцем больше значит одним русским меньше". Постепенно поляки действительно стали поддерживать украинскую идею как подрывающую целостность Российской империи.
         Украинские националисты сначала говорили о "своей земле" Русь, что имело совсем иной смысл, чем Россия. Но это вызывало путаницу, и постепенно они переключились на термин Украина. В первом, программном номере украинофильского журнала в 1861 г. историк Костомаров впервые пишет об украинском языке. Трудно шло замещение самоназвания русины на новый термин украинцы. Он вызвал резкое сопротивление тех, кто почувствовал за этой сменой имен проект отделения от России и русской культуры.
         Однако проект этот был поддержан и за границей, и в России. Об этом пишет в книге "Происхождение украинского сепаратизма" (Нью-Йорк, 1966) русский историк-эмигрант Н.И. Ульянов. Книга эта посвящена той роли, которую сыграли в формировании этого сепаратизма правящие круги Польши и Австро-Венгрии, а также либерально-демократическая столичная интеллигенция России, видевшая в украинском сепаратизме орудие борьбы с монархическим строем.97
         В конце XIX века Галицию, которая была провинцией Австро-Венгрии, стали называть украинским Пьемонтом, намекая на роль Сардинского королевства в национально-освободительной борьбе в Италии. В Галиции народность русинов (или рутенов, как их называли австрийцы) насчитывала около двух миллионов человек, которые жили вперемешку с поляками. Поляки называли их rusini с одним "с", а русских называли moskali.98

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100