«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
Это замечательно объяснил в своем исключительно важном сегодня для России труде "Три народных принципа" первый президент Китая Сунь Ятсен. В середине XIX века, когда в Китай начали проникать европейцы, это была самая крупная по масштабам экономика мира. Запад опутал ее банками и займами и стал "высасывать". В начале XX века интеллигенция, используя "устоявшееся понятие", стала убеждать народ, что Китай становится колонией Запада. И лидер освободительного движения Сунь Ятсен вынужден был приложить очень большие усилия, чтобы доказать интеллигенции, а потом и широким массам, что это - страшное заблуждение. Что привычное понятие "колония" принципиально искажает реальность и заводит борьбу в тупик. Отношения Запада с Китаем представляли собой совершенно новый тип паразитизма, который вел к полной, в буквальном смысле слова, гибели всей китайской экономики. Китай находился "между жизнью и смертью" (он "подобен жертве, трепещущей под ножом палача") и, по оценкам Сунь Ятсена, мог быть уничтожен с гибелью всего народа (400 млн.).
Три народных принципа, которые стали программой "пересборки" китайского народа - национализм, народовластие и народное благоденствие. Понятие национализма Сунь Ятсен успел изложить в 1924 г. в шести лекциях, которые сам отредактировал перед смертью. Надо заметить, что европейские слова "национализм" и "принцип" являются неадекватным переводом тех китайских слов, которые использовал Сунь Ятсен. Точно книга его называется "Три народизма". Первый "народизм", обозначенный в переводе как национализм, можно передать как соединение китайцев в народ, подобный государственной семье.91 Здесь я упомяну лишь несколько мыслей, которые актуальны для нашей темы.
Сунь Ятсен считал национализм сложным явлением - из тех, что "легче сделать, чем осознать" (в противовес категории явлений, которые в Китае квалифицировались как "легче осознать, чем сделать"). Причиной плачевного положения Китая в начале XX века Сунь Ятсен назвал именно утрату китайцами национализма за несколько веков до этого. Тогда государственное чувство настолько ослабло, что власть захватили маньчжуры - народ численностью около ста тысяч. Два века "государственники" пытались сохранить "сокровище национализма", передав его низшим, неграмотным слоям народа и создав для этого огромное число тайных обществ.
Некоторые восстания националистических тайных обществ были успешными, но в целом "вернуть сокровище народу" не удалось, его не принял культурный слой Китая (интеллигенция). Утратив национализм, Китай стал "кучей песка" - люди были крепко сплочены в семьи и кланы, но не было их соединения в "государственную семью". Как говорил Сунь Ятсен, "сила соединения китайцев только дошла еще до сплочения по признаку рода и остановилась. Нет еще силы, способной сплотить китайцев в единую государственную нацию".
Почему же был утрачен национализм? Сунь Ятсен видит истоки болезни во "вселенности" китайского мышления, в космополитизме элиты. В течение тысячелетий Китай вбирал в себя народы и государства Азии - в основном без войны, "светлым путем князя", обеспечивая мир и порядок. Китай, Срединное государство, стал так велик, что у китайцев возникло космополитическое чувство и утратилось чувство опасности. Раз Китай центр мира, то "все чужеземцы, и с запада, и с востока, могут быть его императорами".
Проводя сравнение с Россией, Сунь Ятсен видел залог ее спасения и развития как раз в том, что, несмотря на свою "вселенность", русские сохранили национализм благодаря опасным, но несмертельным угрозам. Последней из них к концу жизни Сунь Ятсена была интервенция Запада во время Гражданской войны. Посмотрел бы он на нас сегодня!
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||