«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 42%


         Серно пишет: "Французская нация представляет собой политический проект. Немецкая нация, наоборот, появилась сначала в трудах интеллектуалов-романтиков как вечный дар, основанный на общности языка и культуры. Для этих последних язык был сущностью нации, тогда как для французских революционеров он был средством достижения национального единства. Таким образом мы можем в общих чертах противопоставить два определения слова "нация", существовавшие в XIX веке. Во Франции под влиянием якобинской идеологии суверенный народ провозглашает существование единой и неделимой нации. Это государство, то есть политическая сущность, которая порождает нацию.
         По немецкой романтической концепции нация, напротив, предшествует государству. "Volk" (это следовало бы перевести как этническая группа) представляет собой природное единство, основанное на общности языка и культуры. В соответствии с немецкой концепцией сначала был язык и культура, тогда как во французской концепции язык - лишь средство политической унификации. Немецкая идея "культуры" связана с традиционными культурными обычаями, прежде всего деревенскими, тогда как французская идея "цивилизации" скорее связана с городскими "буржуазными" ценностями, которые должны распространяться на всю национальную территорию в ущерб сельской культуре (местным диалектам, традиционному образу жизни и т.п.). Немецкая романтическая идея нации - это органическая система, в которой язык как носитель национальной культуры неразрывно связан с народом" ((18), цит. в (17)).
         В этом описании двух моделей узнаются два современных подхода к этничности, о которых говорилось выше, - конструктивизм (у французской модели) и примордиализм (у немецкой). Существенно, однако, что при обсуждении конкретной практики нациестроительства во Франции и Германии историки склоняются к тому, что во времена Бисмарка риторика "крови и почвы" была лишь идеологическим прикрытием той самой конструктивистской технологии, которая уже была испытана во Франции. Прагматический "проектировщик" нации апеллирует к примордиализму обыденного сознания масс, но реализует свой проект следуя рецептам конструктивизма.90
         Как пишут, во второй половине XX века в западной науке утверждается сформулированное X. Коном понимание "национализма как первичного, формирующего фактора, а нации - как его производной, продукта национального сознания, национальной воли и национального духа". Из этого следует вывод о том, что "национализм не есть пробуждение наций к самосознанию: он изобретает их там, где их не существует", что "нация возникает с того момента, когда группа влиятельных людей решает, что именно так должно быть". Кон пишет, что "немцы заменили правовую и рациональную концепцию гражданства на неопределенную и расплывчатую идею народа ("Volk"), которая дает несравненно больше возможностей для развития воображения и экзальтации страстей".
         Историк Эрик Хобсбаум в книге "Нации и национализм с 1780 г." смягчает эту формулу, считая, что национализм - это "народное чувство и движение, но это и деятельность государств и правящих элит. Нация появляется в современную эпоху, но предшествуют ей протонация и свойственный ей протонационализм" (19).
         Справедливым признается и замечание представителя примордиализма Энтони Смита, что "невозможно создать нацию из ничего". Иными словами, для ее создания должно иметься центральное ядро протонации в виде этнической общности, созревшей до уровня народа. Благоприятную почву для усвоения народом националистической идеологии готовит этничность, а потом уже начинают действовать конструктивистские технологии нациестроительства.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100