«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 31%


         Вот первая сторона человеческих отношений, в которой наблюдаются различия между народами - степень сближения. На одном конце спектра - человек как идеальный атом, индивид, на другом - человек как член большой семьи, где все друг другу "дяди", "братья" и т.д. Понятно, что массы людей со столь разными установками должны связываться в народы посредством разных механизмов. Например, русских сильно связывает друг с другом ощущение родства, за которым стоит идея православного религиозного братства и тысячелетний опыт крестьянской общины. Англичане, прошедшие через огонь Реформации и раскрестьянивания, связываются уважением прав другого.
         Оба эти механизма дееспособны, с обоими надо уметь обращаться. Когда во время перестройки вдруг начали со всех трибун проклинать якобы "рабскую" душу русских и требовать от них стать "свободными индивидами" и соединиться в "правовое общество", это в действительности было требованием отказаться от важной стороны этнической идентичности русских. Под идеологическим давлением часть русских, особенно молодежи, пыталась изжить традиционный тип человеческих отношений, но утрата собственных этнических черт вовсе не приводила сама по себе к приобретению правового сознания англичан. Единственным результатом становилось разрыхление связей русского народа (в даже появление прослойки людей, порвавших с нормами русского общежития - изгоев и отщепенцев).
         Мы сравниваем современные народы, их тип поведения сформировался в Новое время. На Западе "интимизация" культуры, ее обращение к индивиду произошло в XVII-XVIII веках. Это отразилось в европейских языках (например, впервые появилось немыслимое ранее словосочетание "мое тело" - естественная частная собственность индивида). И.С. Кон приводит такие примеры: "Староанглийский язык насчитывал всего тринадцать слов с приставкой self (сам), причем половина из них обозначала объективные отношения. Количество таких слов (самолюбие, самоуважение, самопознание и так далее) резко возрастает начиная со второй половины XVI в., после Реформации... В XVII в. появляется слово "характер", относящееся к человеческой индивидуальности... В том же направлении эволюционировали и другие языки. Так, во французском языке в XVII в. впервые появляется современное слово "интимность" (intimite)... В XVIII в. появляется существительное individualite (индивидуальность)" (цит. по (20, с. 125)).
         Переломным моментом стала Реформация - разрыв с идеей коллективного спасения души (а значит, и с идеей религиозного братства). Возникла совершенно новая этика человеческих отношений - протестантская этика. Французский философ Жозеф де Местр ("предтеча Чаадаева") писал о демонтаже "старого" народа во время Великой Французской революции. Для него Реформация - первый акт бунта против сообщества, власти и религии, смена отношения к своим близким. Философия Просвещения, по его словам, "заменила народные догматы индивидуальным разумом... Философия уничтожила силу, соединявшую людей". Другой консерватор, Ламеннэ, добавил, что Франция тогда превратилась "в собрание 30 млн. индивидуумов".
         Немецкий философ В. Шубарт так писал о значении Реформации: "Она знаменует собой рождение нового мироощущения, которое я называю "точечным" чувством. Новый человек впервые переживает не Все, и не Бога, а себя, временную личность, не целое, а часть, бренный осколок... Для него надежно существует только свое собственное Я. Он - метафизический пессимист, озабоченный лишь тем, чтобы справиться с окружающей его эмпирической действительностью" (87).
         Согласно мироощущению русских, людей связывают в народ любовь к ближнему, добрые дела, которые мы оказываем другим и можем надеяться, что кто-то сделает доброе дело и для нас. Это - очень сильная связь. Достоевский писал: "Основные нравственные сокровища духа, в основной сущности своей по крайней мере, не зависят от экономической силы. Наша нищая неурядная земля, кроме высшего слоя своего, вся сплошь как один человек. Все восемьдесят миллионов ее населения представляют собою такое духовное единение, какого, конечно, в Европе нет нигде и не может быть..." (88). Здесь дана восторженная оценка русскому типу человеческих отношений. Мы к ней присоединяемся - но про себя. Наше дело - не спорить о вкусах, а убедиться в том, что тот или иной тип отношений выражает этничность, он - особый срез всей совокупности этнических свойств народа.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100