«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%

Глава 17. Гуманитарное сознание: география


         В создании народов и наций история выполняет свою роль рука об руку с географией - представлением о том, как соотносится наша земля с землями других народов и наций. В определенном смысле сами понятия народ и нация привязаны к географическому понятию страны. Французы - это те, кто живут во Франции. Вот ее границы, здесь Франция, а там, за рекой, Германия, там немцы.66
         Для этнического сплочения людей важен и образ "малой родины", части страны - местности. Сибиряки, поморы, псковские ("скобари") - это земляки, части русского народа, имеющие определенную региональную идентичность. Она может то угасать, то быть мобилизованной. П. Сорокин писал: "Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов" (см. (133)).
         В своей национальной идентификации люди придают большое значение и образу пространства, большего, чем страна - такому условному географическому понятию, как континент. Мы - европейцы, а там, за рекой - азиаты. За определение географических признаков ведется ожесточенная идеологическая борьба. Объединяющее народ географическое видение мира - это "сплав поэзии и мифа". Австрийский канцлер Меттерних говорил: "Азия начинается за Ландштрассе", то есть австрийцы-немцы живут в прифронтовой полосе Европы. Отправляясь из Вены в Прагу, Моцарт считал, что едет на Восток, к славянам (хотя Прага находится западнее Вены).
         Другое измерение пространства связано с формированием мировоззрения этнической общности и отражает космогонические представления. Это как бы взгляд на ее территорию "с неба". Этот взгляд - обязательная часть мифологических представлений, в которых земное (социальное) пространство отражает строение космоса. Устройство города красноречиво говорит о мировоззрении племени, народа и даже нации. Например, христианский город представляет микрокосм с центром, в котором находится храм, соединяющий его с небом. А. Леруа-Гуран помещает в своей книге план Москвы как города, отражающего облик всего мира.
         Представления древних греков о пространстве выражены в строгом географическом строении полиса. Обыденное пространство здесь однородно, не имеет иерархии. Политическое пространство (Агора) отделено от сакрального (Акрополь) и противостоит ему. Центр соединяет все три пространства, все они преодолимы. Как говорят, античная мифология "ложится" на географическое пространство полиса, и его жители все время чувствуют свою причастность ко всем трем измерениям (24).
         Самоосознание и сплочение народа через общее представление о том, как видится его земля "с небес", присущи не только мифологическому сознанию, но и космическому чувству человека мировых религий (и вообще человека, обладающего "естественным религиозным органом"). Это представление стремились высказать поэты, наверное, всех народов. У русских середины XIX в. его выразил Тютчев в трех строфах:


         Эти бедные селенья,
         Эта скудная природа -
         Край родной долготерпенья,
         Край ты русского народа!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100